Изменения в социально-экономической жизни России потребовали “переоценки
ценностей”, новых подходов к развитию библиотечного дела страны. Отечественные
библиотековеды стремятся сосредоточить свои усилия как на критике идеологических
установок советского библиотечного дела, так и на поиске путей его реформирования
в новых условиях. При этом наряду с конструктивной критикой широко распространено
отрицание каких-либо достижений библиотечного дела за годы советской власти
и преувеличенная оценка дореволюционного периода его развития. Это приводит
к предложениям вернуться к “истокам”, к воплощению в нашей действительности
официальной идеологии царизма (“самодержавие, православие, народность”),
которая выдается за “русскую идею”. Стало традиционным обвинять библиотеки
в консерватизме и архаизме, в их якобы нежелании перестраиваться “коренным
образом”.
Использование для библиотек понятия “консерватизм” в негативном плане неоправданно.
Социальная миссия библиотеки - сохранять “память человечества”, зафиксированную
в собранных в ней фондах, для грядущих поколений, “законсервировать” ее
в хранилищах библиотеки, обеспечить ее сохранность. Выполнение этой миссии
делает библиотеку учреждением консервативным. Консерватизм библиотеки в
таком понимании опирается на традиции, сложившиеся в многовековой истории
библиотек.
Изучение истории библиотечного дела показывает, что в каждом ее периоде
были и прогрессивные, и негативные явления, которые, переходя из одного
периода в другой, приобретали характер традиции. В российском библиотечном
деле, которое всегда руководствовалось идеалами просветительства, видело
миссию библиотек в распространении просвещения и знаний, сложилась прогрессивная
традиция, которая позволяет говорить о библиотеке как социальном институте,
обладающем традиционными свойствами и представлениями, внутренней устойчивой
организацией. Поэтому различные “новации” не должны разрушать устойчивости
библиотеки как хранилища культурного наследия.
Традицией библиотек была их общедоступность, которая обеспечивалась бесплатностью
пользования ими. В условиях рыночных отношений негативной тенденцией стало
постепенное замещение бесплатных библиотечных услуг платными. Эту вынужденную
меру пытаются теоретически оправдать “философией маркетинга”. Тем самым
гуманистическая сущность библиотеки подменяется товарно-денежными отношениями
между библиотекой и ее пользователями, а на смену гуманистическим идеалам
отечественной библиотеки приходит торгашеский дух.
На смену идеологической парадигме библиотечного дела пришла парадигма информационная,
при которой библиотека стала рассматриваться как разновидность информационного
учреждения, а ее предназначение - в обеспечении пользователей информацией.
Это привело к тому, что во многом оказалась утраченной гуманистическая
миссия библиотеки, сформированная усилиями отечественных философов, просветителей
и библиотековедов.
Гуманистическая миссия библиотеки - формировать Читателя, его ценностные
ориентации, а не только удовлетворять утилитарные потребности в чтении.
При этом, решая свои гуманитарные задачи, библиотека использует и новые
библиотечные технологии, направленные на передачу гуманитарной информации.
Является ли библиотека информационным или гуманитарным учреждением? Какая
миссия - гуманитарная или информационная должна лежать в основе ее деятельности?
Что главное - обслуживать нужды зарождающегося бизнеса или способствовать
нравственному оздоровлению нашего общества? Библиотеке, которая по своей
природе является гуманитарным социальным институтом, вторая миссия очевидно
более свойственна. Традицией отечественных библиотек является стремление
к активному общению с читателями, помощи им в выборе объектов чтения, в
освоении прочитанного. В годы советской власти эта активная деятельность
библиотекаря получила отчетливо выраженное идеологическое направление.
Поэтому в наши дни широкое распространение получило представление, что
библиотекарь не имеет права вмешиваться в чтение. Реализация такого подхода
ведет к отрицанию активной роли библиотекаря как проводника гуманистических
ценностей, к сведению его роли к функции “выдавальщика книг”. К счастью,
большинство отечественных библиотекарей не отказались от гуманистических
традиций отечественного библиотечного отдела и стремятся их развивать.
В Манифесте ЮНЕСКО (1994 г.) публичная библиотека рассматривается как активная
сила в сфере образования, культуры и информации, как существенный фактор
в культивировании идей мира и духовности в сознании людей. В наши дни прагматизма
и технизации всех сторон жизни гуманистическая миссия библиотеки приобретает
особое значение. В ее осуществлении почетное место принадлежит библиотекарям
- представителям одной из благородных гуманитарных профессий.
|