Шапошников А.Е.
БИБЛИОТЕКА И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

        Современные процессы демократизации общественной жизни обусловили новое понимание социальной работы библиотек, отличающееся от бытовавшей с начала 20-х гг. трактовки этого термина как политической и воспитательной работы (А.А. Покровский и др.). В настоящее время социальная работа - особый вид деятельности, направленной на оказание людям помощи, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы. Это и профессия, целью которой является обеспечение или восстановление полноценного взаимодействия отдельных людей и общества ради улучшения жизни каждого. Социальная работа приобретает все большее значение и необходимость в связи с увеличением числа лиц, нуждающихся в социальной защите и поддержке.
        Процесс осмысления современных проблем социальной работы и роли библиотек в развитии этого вида деятельности представляется длинным и сложным. Библиотековеды только что начинают обращать свое внимание на опыт социальной работы, накопленный отдельными библиотеками (Р.А. Трофимова и др.). В этом отношении представляют интерес данные изучения сельских библиотек Алтайского края. В частности, было установлено, что до половины рабочего времени библиотекари тратят не на традиционные библиотечные операции, а на такие виды деятельности, которые можно рассматривать как оказание первичной социальной помощи.

        Гипотетически социальная работа библиотеки может вестись по следующим направлениям: 

        а) информационное обеспечение социальных работников (орга-низаторов или управленцев, а также практических социальных работников);
        б) библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями пользования библиотекой - среди них инвалиды, пожилые люди и престарелые, госпитализированные больные, заключенные;
        в) работа с “группами риска”, взаимодействие с людьми, которые ищут помощи и которым необходимо оказать ее (так, библиотекарь может оказать поддержку людям, попавшим в беду или подвергнувшимся сильному стрессу; многодетным семьям; одиноким матерям или отцам, в одиночку воспитывающим детей; “трудным подросткам” и многим другим).

        Ближе других к сфере социальной работы стоят библиотеки, специально созданные для обслуживания слепых, глухих, учащихся специальных и вспомогательных школ-интернатов, а также библиотеки, открытые в специальных пансионатах, домах, лечебницах, где находят временный или постоянный приют инвалиды, престарелые, психически больные, сироты, люди, не имеющие жилья или перенесшие стихийное бедствие. Именно в этих библиотеках социальная работа занимает доминирующее положение. Вместе с тем элементы социальной работы довольно явственно просматриваются и в деятельности общедоступных библиотек (прежде всего массовых).
        Как специализированные, так и массовые библиотеки нуждаются в финансовом стимулировании своей деятельности, направленной на оказание помощи социально уязвимым группам населения, т. е. требуется дополнительное финансирование из фондов соответствующих бюджетов и федеральных программ. Здесь необходимы социальные гарантии, система мер, нормативных установок и условий, позволяющих обеспечить предоставление таким группам населения определенного набора библиотечных услуг, направленных на социальную реабилитацию и социально-культурную анимацию клиентов, компенсацию сенсорных (речи, зрения, слуха), опорно-двигательных и других нарушений.
        Формы и методы социальной работы библиотек определяются в зависимости от имеющихся ресурсов и специфики обслуживаемого контингента. Библиотечное обслуживание социально уязвимых групп населения может осуществляться путем предоставления документов на специальных носителях информации (слепым и слабовидящим), обслуживания на дому тех, кто не может сам посещать библиотеку в силу преклонного возраста или физических недостатков. Среди библиотечных услуг, задействованных в сфере социальной работы библиотек, - выдача фактических справок, консультирование. В некоторых библиотеках работают “телефоны доверия”. Применяется библиотерапия. Библиотекари выступают как посредники между клиентами и учреждениями социального обеспечения, различными службами, благотворительными организациями.
        Успех социальной работы библиотек во многом зависит от организации подготовки культурологических и библиотечных кадров. Во МГУКе делаются лишь первые шаги в этом направлении. В частности, разрабатывается спецкурс “Библиотека и социономия”, в тематический план которого предполагается включить следующие разделы:

        1. Теоретико-методологические основы социальной работы библиотек.
        2. Основные направления социальной работы библиотек в условиях демократического развития.
        3. Формы и методы социальной работы библиотек.
        4. Библиотекарь - социальный работник.

Hosted by uCoz