Современные процессы демократизации общественной жизни обусловили новое
понимание социальной работы библиотек, отличающееся от бытовавшей с начала
20-х гг. трактовки этого термина как политической и воспитательной работы
(А.А. Покровский и др.). В настоящее время социальная работа - особый вид
деятельности, направленной на оказание людям помощи, нуждающимся в ней,
не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы. Это
и профессия, целью которой является обеспечение или восстановление полноценного
взаимодействия отдельных людей и общества ради улучшения жизни каждого.
Социальная работа приобретает все большее значение и необходимость в связи
с увеличением числа лиц, нуждающихся в социальной защите и поддержке.
Процесс осмысления современных проблем социальной работы и роли библиотек
в развитии этого вида деятельности представляется длинным и сложным. Библиотековеды
только что начинают обращать свое внимание на опыт социальной работы, накопленный
отдельными библиотеками (Р.А. Трофимова и др.). В этом отношении представляют
интерес данные изучения сельских библиотек Алтайского края. В частности,
было установлено, что до половины рабочего времени библиотекари тратят
не на традиционные библиотечные операции, а на такие виды деятельности,
которые можно рассматривать как оказание первичной социальной помощи.
Гипотетически социальная работа библиотеки может вестись по следующим направлениям:
а) информационное обеспечение социальных работников (орга-низаторов или
управленцев, а также практических социальных работников);
б) библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями пользования
библиотекой - среди них инвалиды, пожилые люди и престарелые, госпитализированные
больные, заключенные;
в) работа с “группами риска”, взаимодействие с людьми, которые ищут помощи
и которым необходимо оказать ее (так, библиотекарь может оказать поддержку
людям, попавшим в беду или подвергнувшимся сильному стрессу; многодетным
семьям; одиноким матерям или отцам, в одиночку воспитывающим детей; “трудным
подросткам” и многим другим).
Ближе других к сфере социальной работы стоят библиотеки, специально созданные
для обслуживания слепых, глухих, учащихся специальных и вспомогательных
школ-интернатов, а также библиотеки, открытые в специальных пансионатах,
домах, лечебницах, где находят временный или постоянный приют инвалиды,
престарелые, психически больные, сироты, люди, не имеющие жилья или перенесшие
стихийное бедствие. Именно в этих библиотеках социальная работа занимает
доминирующее положение. Вместе с тем элементы социальной работы довольно
явственно просматриваются и в деятельности общедоступных библиотек (прежде
всего массовых).
Как специализированные, так и массовые библиотеки нуждаются в финансовом
стимулировании своей деятельности, направленной на оказание помощи социально
уязвимым группам населения, т. е. требуется дополнительное финансирование
из фондов соответствующих бюджетов и федеральных программ. Здесь необходимы
социальные гарантии, система мер, нормативных установок и условий, позволяющих
обеспечить предоставление таким группам населения определенного набора
библиотечных услуг, направленных на социальную реабилитацию и социально-культурную
анимацию клиентов, компенсацию сенсорных (речи, зрения, слуха), опорно-двигательных
и других нарушений.
Формы и методы социальной работы библиотек определяются в зависимости от
имеющихся ресурсов и специфики обслуживаемого контингента. Библиотечное
обслуживание социально уязвимых групп населения может осуществляться путем
предоставления документов на специальных носителях информации (слепым и
слабовидящим), обслуживания на дому тех, кто не может сам посещать библиотеку
в силу преклонного возраста или физических недостатков. Среди библиотечных
услуг, задействованных в сфере социальной работы библиотек, - выдача фактических
справок, консультирование. В некоторых библиотеках работают “телефоны доверия”.
Применяется библиотерапия. Библиотекари выступают как посредники между
клиентами и учреждениями социального обеспечения, различными службами,
благотворительными организациями.
Успех социальной работы библиотек во многом зависит от организации подготовки
культурологических и библиотечных кадров. Во МГУКе делаются лишь первые
шаги в этом направлении. В частности, разрабатывается спецкурс “Библиотека
и социономия”, в тематический план которого предполагается включить следующие
разделы:
1. Теоретико-методологические основы социальной работы библиотек.
2. Основные направления социальной работы библиотек в условиях демократического
развития.
3. Формы и методы социальной работы библиотек.
4. Библиотекарь - социальный работник. |