Маркина А.В.
РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА СВОБОДУ ВЫБОРА ЛИТЕРАТУРЫ
В ФОНДЕ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ


Внимание профессиональных библиотекарей, библиотековедов к вопросу о свободе выбора литературы в фондах библиотек не ослабевало на протяжении многих десятилетий и рассматривалось в нескольких плоскостях, прежде всего идеологической и нравственной.

В основе появления детской библиотеки лежал идеологический мотив. Детская библиотека возникла как небольшой набор книг при учебном заведении, одна из целей которого заключалась в отстаивании национальной и религиозной самобытности народов (XVI в.). В последующие века отказа от идеологического аспекта в функционировании фондов детских библиотек не наблюдалось. В дооктябрьский период (до начала XX в.) посредством библиотечного фонда в сознание масс внедрялась идея богоданности монархического строя, в послеоктябрьский - марксистско-ленинская доктрина как единственно верная и потому бессмертная. Верность идее воспитывалась на основе веры, но не убеждения, поскольку для “простых смертных не было доступа к информации, противоречащей государственной идеологии.

Пагубность такой практики отмечали представители прогрессивных слоев педагогической и библиотековедческой мысли. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал, что “... самую слабую и в сущности пустую идею можно усилить гонением. Особенно это верно там, где идея обращается к детям и юношам, не знающим еще жизненного расчета... В мире общественного воспитания нет другого средства проводить идею, кроме откровенно высказываемого и откровенно принимаемого убеждения”. Быть терпимыми к чужим мнениям предлагал Н.А. Рубакин. Отказ от тенденциозности в отборе литературы для фондов библиотек свойственен участникам первого Всероссийского съезда по библиотечному делу (1911). Эти призывы здравомыслящих представителей отечественной интеллигенции не были услышаны официальными кругами и на практике не реализовались. Фонды общедоступных библиотек находились под жестким контролем Министерства народного просвещения.

Не изменилось положение после Октября 1917 г. Внедрение в сознание масс марксистско-ленинской идеологии также не допускало знакомства с оригинальными работами, отражающими альтернативные взгляды. Попытка А.А. Покровского довести до властных структур мысль, что воспитание убежденного марксиста невозможно без знания противоположных взглядов в статье “К очистке библиотек”, не принесли положительного результата, и в советском библиотековедении надолго воцарился принцип коммунистической партийности отбора в фонды всех без исключения библиотек.

Воспитание веры вместо убеждения приучает личность к некритической оценке любой идеи - научной, нравственной, политической, что чревато отрицательными последствиями как для общества в целом, так и для отдельных индивидуумов.

Вместе с тем свобода выбора не есть свобода без границ. Фонд детской библиотеки не должен служить препятствием на пути ознакомления посредством чтения с любым направлением в политике, литературе, искусстве. Как же быть с политическими течениями, реализация которых принесла неисчислимые бедствия народам мира? Во-первых, любая тенденция будет принята ребенком, подростком объективно, верно (с позиции общества), если на ранней стадии становления личности родители, педагоги, библиотекари, средства массовой информации уделяли существенное внимание гуманистическим началам в воспитании, подготовили ребенка к пониманию справедливости и несправедливости, добра и зла. Во-вторых, общество должно защищать себя от личностей, понимающих свободу как вседозволенность, посредством ограничения. Н.А. Рубакин подчеркивал, что задача “господ педагогов” заключается в возможном отстранении от маленьких читателей “развращающих книг”, в остальном за ребенком “необходимо признать своего рода гражданскую свободу и право на самоопределение”. Конституция России гарантирует свободу в рамках, не ущемляющих права, достоинства, честь другого человека. Абсолютной свободы нет. Абсолютная свобода одного тотчас оборачивается абсолютной несвободой другого. Одна из первостепенных задач библиотечного фонда для детей, подростков - обеспечение нравственного становления личности посредством отсеивания из документного массива литературы, не способствующей решению этой задачи. Ознакомление подрастающих поколений с “вредными” тенденциями следует осуществлять при непосредственном общении подростков и руководителей детского чтения, а также при изучении документов, в которых дается параллельное изложение взглядов представителей разных течений и умный комментарий к ним.

Свобода выбора предполагает наличие в фонде книг, способных максимально и в сжатые сроки (оперативно) удовлетворить запросы, связанные с учебной потребностью, увлечением читателей любой проблемой научного, творческого, литературного, искусствоведческого плана, рекреационными потребностями, но документы, составляющие библиотечный фонд, не должны противоречить задачам нравственного становления личности.

Hosted by uCoz