Капранова М.Н.
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ)


Переработка и использование информации, необходимой для постоянного повышения эффективности труда в различных сферах деятельности человека, неразрывно связаны с народным образованием. Именно это обстоятельство заставило общество более десяти лет назад ввести в школьный курс преподавания новый предмет “Основы информатики и вычислительной техники” (ОИВТ). Демократические процессы в обществе и связанные с ними инновации в сфере образования привели к тому, что школа также претерпела большие изменения в области преподавания различных предметов, в том числе и преподавании ОИВТ. Появилось большое многообразие образовательных программ. Школы стали во многих случаях сами самостоятельно конструировать предметную структуру преподавания, которая часто определяется исходя из особенностей культурного, промышленного, природного развития региона.

Это хорошие, здоровые тенденции. Но, к сожалению, отсутствие базисной концепции преподавания информатики привело к тому, что появилось большое количество различных вариантов преподавания (в том числе и большого количества авторских курсов). Часто эти программы и учебные пособия к ним оказываются совершенно разными и несовместимыми между собой. С ними, в свою очередь, не стыкуются программы вступительных экзаменов в вузы.

Практически все школы в той или иной степени осваивают преподавание базисного учебного плана, который определяется прежде всего имеющимися учебными пособиями. Кроме того, широко распространяются вариативные образовательные программы и курсы. Многие школы внедряют эксперимент по дифференциации обучения основным предметам, в том числе информатике.

Получается, что из всего этого многообразия невозможно вычленить единые требования к уровню выпускников. Объединяет же все эти подходы только попытка дать школьникам знания в области информатики, под которой зачастую понимают основы программирования. Этим пользуются многие высшие учебные заведения. Часто на вступительных экзаменах в вуз предлагаются такие задания и требования по предмету информатики, какие в школьных курсах никогда не преподавались. Чтобы пройти такой экзамен абитуриент вынужден заниматься на платных подготовительных курсах именно этого Вуза, потому что данного подхода нет в других учебных заведениях.

Поэтому, с одной стороны, наличие стандарта образования мешает процессу развития образования, а с другой, может увести преподавание и обучение школьников в “другую” сторону, что так же крайне нежелательно.

Все ждут появления такого стандарта, который обеспечит условия для развития вариативного образования, подобно тому, как сейчас базисный план обучения никогда не используется в качестве рабочего плана конкретной школы, а служит лишь в качестве “рамочной” основы для его разработки. В таких условиях и “обязательный минимум” будет применяться не для непосредственного обучения по нему, а как база для разработки многочисленных образовательных программ. Тогда различные образовательные программы будут порождать соответствующие модели школ, а стандарты образования - обеспечивать возможность подобной генерации.

Hosted by uCoz