Абрамов К.И.

БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО И ДЕМОКРАТИЯ

На всем протяжении ХХ в. библиотечную общественность мира и России волнуют вопросы: что такое библиотека как социальное явление, кому и как она служит, каковы ее цели и задачи. Наиболее исчерпывающий и правильный ответ дает уже упомянутое словосочетание “Библиотечное дело и демократия”, вокругкоторого целое столетие не утихают споры и дискуссии. Пальму первенства в них, как это ни печально, удерживает наша страна, почти 75 лет отстаивавшая принципы классовости, партийности, руководящей и направляющей роли коммунистической партии в библиотечном деле. Они разделили международное библиотековедение на два непримиримых направления: социалистическое и буржуазное, вопреки объективному его развитию как единого целого, в котором достижения и успехи одних стран широко используются другими, обогащая теорию и практику библиотечного дела своей страны и всего земного шара. Общими усилиями, таким образом, создается единая демократическая сокровищница библиотечной мысли - международное библиотековедение.

"Библиотечное дело и демократия” - эти слова могут восприниматься только в единстве и взаимосвязи. Только демократия обеспечивает самые идеальные условия для свободной деятельности библиотек, но и само это общество не может обойтись без библиотеки, помогающей становлению демократии в обществе, служащей ее идеалам тем, что активно распространяет в народе громадные духовные ценности науки, культуры, искусства и просвещения, созданные всем человечеством; всеми своими ресурсами содействующей воспитанию людей образованных и культурных, всесторонне и гармонически развитых, будущих строителей демократического общества.
Не случайно, следовательно, и в самом демократическом государстве на первое место поставлены интересы тех социальных институтов, в том числе и библиотек, которые, как говорили еще в начале века, способствуют “подготовке нации для демократии”, создают фундамент культуры демократического общества. Именно демократическое государство содействует процессу общественного использования книжных богатств, создает необходимые политические, правовые и экономические условия для предоставления населению полной свободы чтения и общедоступности библиотек, запрещает всякие ограничения их деятельности, цензурные и идеологические преследования библиотечного дела.
Наиболее рельефному показу коренных отличий положения библиотечного дела в демократическом государстве лучше всего поможет сравнительный анализ библиотечных реформ справляющих в этом году 80-летний юбилей Февральской революции и Октябрьского переворота. Сравнив проводимые ими в жизнь проекты и программы, мы лучше поймем, какие из них содействовали прогрессу или регрессу в библиотечном деле, звали нас вперед или назад, были перспективными и демократическими.

После Февральской революции впервые в истории России библиотечное дело встало на демократический путь своего развития, когда, казалось, навсегда ушли в прошлое государственная недооценка необходимости и важности широкого развития библиотечного дела в нашей стране. Коренным образом изменилось понимание характера и социальной сущности библиотек в обществе. Все слои общества, классы и партии, группы населения и отдельные граждане получили одинаковые права в управлении и организации библиотечного дела, на открытие самого различного рода библиотек и читален, образование всевозможных библиотечных и читательских обществ. В России установился государственно-общественный характер руководства и организации библиотечного дела. Его отличали опора на гражданские и демократические права и свободы (печати, слова, собраний, отмена всяческих политических, религиозных, национальных и иных ограничений прав человека), категорическое запрещение государственной и всякой другой цензуры книжного и библиотечного дела; просветительная деятельность библиотек, поддержка общественного и самообразовательного чтения и библиотечное дело России стали развиваться на основе принципов и правил, выработанных международным библиотековедением.

Другой отличительной чертой являлось всестороннее содействие общественной и частной инициативе в библиотечном деле. Примечательно, что после Февральской революции наряду с Министерством народного просвещения в июне 1917 г. образуется общественный Государственный комитет по народному образованию как автономный орган, выполняющий обязанности “по высшему руководству, согласованности и направленности мероприятий по народному образованию” (Русские ведомости.-1917.- 26 июня). Он побуждал само министерство к демократическим просветительным реформам и активизировал его деятельность в направлении коренных просветительных преобразований. Комитет, среди других комиссий, образовал комиссию по внешкольному образованию с книжно-библиотечной подкомиссией, которые составляли различные планы, проекты реорганизации народно-библиотечного дела.

Главной движущей силой в области библиотечного дела стали губернские, уездные и городские земские управы как внеклассовые органы местного самоуправления. С мая 1917 г. стали организовываться волостные земства, принимавшие участие в развитии библиотечной сети в деревне. При земских и городских управахсоздаются внешкольные отделы с библиотечными секциями.
Таким образом, в стране устанавливается уникальное сочетание государственной и общественной инициативы в области общественного использования библиотечных книжных богатств, утверждается демократический принцип государственно-общественного управления библиотечным делом.
Иной характер носило библиотечное дело после Октябрьского переворота, когда оно развивалось не на основе гражданских прав и демократических свобод. Как в старой России, в стране вновь утвердились административные ограничения в библиотечном деле, цензура, резко ограничилось участие общественности в библиотечном обслуживании населения. Большинство просветительных, читательских, библиотечных обществ закрылось. Таким образом, в стране утвердился партийно-государственный характер библиотечного дела.
Важнейшей отличительной чертой развития библиотечного дела в демократическом государстве является массовый характер участия населения, когда возникает объективная необходимость объединения этого общественного процесса в мощный демократический поток общегосударственных культурно-просветительных и библиотечных начинаний.

После Февральской революции вся страна была буквально охвачена жаждой коренных демократических библиотечных преобразований. Отличительной чертой этого периода являлось стремление всего народа, в том числе рабочих и крестьян, к овладению высотами знания, духовными ценностями науки, культуры и искусства. Даже газета “Правда” тогда отмечала: “на всех почти заводах и фабриках рабочие, как муравьи, организуют свои просветительные общества, открывают клубы, библиотеки и читальни”. Такая же картина наблюдалась и в деревне, где повсеместно организуются культурно-просветительные кружки и избы-читальни. Устройству библиотек деятельно помогают профсоюзы, фабзавкомы, кооперативы. Это был небывалый подъем общественной инициативы в библиотечном деле, открытием библиотек стали заниматься всевозможные благотворительные и просветительные организации, читательские общества и кружки учащихся, студентов, служащих и других групп населения. При центральных и местных профсоюзах и кооперации стали создаваться отделы, секции и комиссии для руководства и координации в области просветительной и библиотечной работы. Специальные культурно-просветительные отделы с библиотечными секциями имели ВЦСПС и ЦК потребительской кооперации.

Культурно-просветительное и библиотечное строительство в губерниях и уездах стало принимать настолько широкий размах, что уже во второй половине 1917 г. назрела необходимость объединения и взаимодействия разрозненных культурно-просветительных сил. Земства, кооперативы и просветительные организации стали создавать в этих целях объединенные культурно-просветительные комиссии в губерниях и уездах и союзы культурно-просветительных организаций и обществ одной или нескольких губерний. Так, была организована Нижегородская объединенная культурно-просвети-тельная комиссия, преобразованная затем в Союз просветительных организаций Нижегородского края (входили Владимирская, Казанская, Костромская и Нижегородская губернии). В 1917 г. был образован Тверской союз культурно-просветительных организаций, с начала 1918 г. - Культурно-просветительный союз Алтайского края и др. Развитие таких просветительных объединений послужило поводомдля высказывания в печати пожеланий об учреждении Всероссийского союза культурно-просветительных учреждений и организаций.

Такого размаха общественной инициативы в организации культурно-просветительной и библиотечной работы мы не видели после Октябрьского переворота, потому что создание внеклассовых, внепартийных, всесословных просветительных организаций и союзов было просто запрещено. Все ранее открытые, как не нужные советскому правительству и коммунистической партии, были распущены. Таким образом, мы на несколько десятилетий потеряли такую мощную движущую силу культурно-просветительного и библиотечного строительства, как общественную и частную инициативу и самодеятельность населения. Сегодня ее предстоит снова возрождать и развивать, добиваться не только ее регионального, но и общероссийского размаха.
Немаловажную роль в демократическом обществе играют и самостоятельные библиотечные общества, союзы, ассоциации и другие организации, которые после поражения Февральской революции были вынуждены прекратить свою деятельность, не поддержанные новой властью. Было запрещено и общественное движение за их возрождение в конце 20-х - начале 30-х гг., а также и в послевоенный период. Между тем в демократической России после Февральской революции эти общественные организации библиотечных работников не только получили все необходимые условия для своего развития, но даже был поставлен вопрос о создании Всероссийской лиги библиотечных обществ.

Сегодняшний этап библиотечного строительства со всей остротой поставил вопрос о необходимости интенсификации общественного движения библиотечных работников. Значение самодеятельных библиотечных объединений в демократизации библиотечного дела России огромно. Его нельзя недооценивать, как это хорошо видно на примере зарубежных демократических государств, где библиотечные ассоциации занимают ведущее место в библиотечном строительстве в своих странах. Блистательный пример этого показывает Американская библиотечная ассоциация, объединяющая всю многотысячную армию библиотечных работников США. Нам исторически необходимы кардинальный сдвиг в этом деле, всестороннее развитие объединительных тенденций в библиотечно-библиографическом и информационном деле. Хорошим зачином здесь явилась бы организация и периодическоепроизведение региональных и общероссийских библиотечных съездов и совещаний.
Все вышесказанное убедительно доказывает неотложность ускорения библиотечных реформ в нашей стране. Тем более, что они крайне необходимы для интенсификации процесса развития самого демократического государства. Как сегодня невозможна демократия без развития процесса общественного использования книжных богатств, так и само библиотечное дело будет топтаться на месте без всесторонней государственной помощи укреплению библиотечно-библиогра-фических ресурсов. К сожалению, приходится констатировать, что библиотечное дело России пока еще продолжает носить сугубо государственный, а не государственно-общественный характер.

Мы должны войти в ХХI в. с библиотечным делом, развитым на самых широких демократических основаниях. Все библиотеки будут признаны такими же важными социальными учреждениями, как академии, университеты, в равной мере содействующие упрочению демократии не только в России, но и во всем мире.
В демократическом обществе библиотека может и должна рассматриваться как институт массового чтения, активно оказывающий помощь населению в привлечении его к чтению и использованию на благо демократии всех огромных книжных сокровищ и иных источников информации, хранящихся в библиотеках. Ее главной задачей является формирование новых читательских контингентов, в первую очередь, детей и юношества. Она должна активно содействовать увеличению армии читателей, влиять на размах чтения в стране, расширять читательский кругозор.
Одной из непременных обязанностей библиотеки является также воспитание культуры чтения, привитие навыков работы с книгой: конспектирование, аннотирование, реферирование, скорочтение и т.п.
Она должна помогать ликвидации библиотечно-библиографической неграмотности населения, учить читателей пользованию справочно-библиографическим аппаратом, справочниками, указателями, быстрому розыску необходимой информации. Изучая читателей, собирая их отзывы и мнения об издательской продукции, библиотека может оказывать влияние на формирование издательских планов, на выпуск литературы, требующейся многомиллионной армии читателей. Выполнение этих задач поможет поднять престиж библиотеки и профессии библиотечного работника в обществе.

Дальнейшему подъему библиотечного дела в Российской Федерации будет способствовать наведение порядка в действующем библиотечном законодательстве, которое все еще не отвечает нуждам и потребностям демократического государства. Остро назрела необходимость издания закона об общедоступных (публичных) библиотеках, которые будут играть все большую роль в становлении демократии в нашей стране. Необходимы серьезные коррективы федерального закона “О библиотечном деле”. Совершенствование библиотечного законодательства сыграет серьезную роль в развитии частной и общественной инициативы в библиотечном деле, в интенсификации деятельности библиотечных союзов, ассоциаций, обществ и читательских объединений.


Hosted by uCoz