»¬јЌќ¬ј √.ј.

Ћ.Ѕ. ’ј¬ »Ќј » –ј«¬»“»≈
¬џ—Ў≈√ќ Ѕ»ЅЋ»ќ“≈„Ќќ√ќ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я

Ћ.Ѕ. ’авкина сто€ла у истоков отечественного библиотечного образовани€. ¬ €нваре 1904 г. она выступила с докладом "ќ профессиональной подготовке библиотекарей" на третьем съезде русских де€телей по техническому и профессиональному образованию в —анкт-ѕетербурге. √лавна€ мысль ее доклада заключалась в том, что библиотечное образование в –оссии необходимо начать с краткосрочных курсов, как сделал в свое врем€ ћ. ƒьюи.

¬оспоминани€ Ћ.Ѕ. ’авкиной о встречах с ћ. ƒьюи - одним из основателей јмериканской библиотечной ассоциации, опубликованные в сборнике "Ѕиблиотековедение и библиографи€ за рубежом" (вып.137, 1994), дают представление не только о ее вкладе в развитие отечественного профессионального образовани€, но и о том, как скрупулезно изучала она передовой зарубежный опыт и все наиболее ценное старалась перенести на отечественную почву. ¬месте с тем ’авкина €вилась блест€щим пропагандистом российского библиотечного опыта за рубежом. ќб этом свидетельствует, например ее доклад в —Ўј на юбилейном съезде американской библиотечной ассоциации в 1926 г.

— 1913 г., когда по инициативе Ћ.Ѕ. ’авкиной были созданы первые в –оссии курсы подготовки библиотекарей, система отечественного образовани€ прошла большой путь своего развити€. Ётой проблеме посв€щено большое количество публикаций. “олько указатель, изданный к 60-летию ћ√»  (сост.≈.√. —имонова), содержит 3856 работ. —реди исследователей названной проблемы -  .». јбрамов, ј.Ќ. ¬анеев, ќ.ѕ.  оршунов, ё.Ќ. —тол€ров, –.—. √ил€ревский, —.ј. —битнев, ј.¬. —околов, ¬.». “ерешин, ј.—. „ачко, ј.».  аптерев, ¬.». „ерниченко, Ѕ.ј. —имонов и др.

90-е гг. стали временем серьезных изменений в организации и содержании библиотечного образовани€. ѕреобразование нашего вуза в университет создало предпосылки дл€ дальнейшего углублени€ качества подготовки специалистов библиотек.  онцепци€ ћ√” , разработанна€ в 1996 г. учеными университета, нацеливает на стратегию ѓуправлени€ инноваци€ми во всех сферах его де€тельностиШ, на формирование ѓуправленческой и психологической толерантности к структурным и содержательным изменени€мШ, реализацию принципов "мониторинга и обратной св€зи вуза с профильной социальной средой".

Ѕиблиотекар€, в принципе, нельз€ готовить вне св€зи с временем и ситуацией, которую переживает страна, без опоры на опыт библиотековедческой науки и практики. ¬ силу €рко выраженной гуманистической направленности профессиональной де€тельности библиотекарь €вл€етс€ носителем и выразителем общечеловеческой культуры, общечеловеческих духовных ценностей. ќн призван быть дл€ своих читателей образцом высокой культуры межличностного общени€. ќднако сегодн€ мы обнаружим немало противоречий между требовани€ми к труду библиотекар€, который должен быть идеально-творческим, и типовой заформализованной подготовкой будущего библиотекар€ к его профессиональной де€тельности.

Ќовый подход к решению профессиональной подготовки будущих специалистов предложила кафедра детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством ћ√” .  онцепци€, разработанна€ профессорами кафедры, предполагает создание парадигмы библиотечного образовани€, на основе которой студент становитс€ активным субъектом педагогической де€тельности, а его подготовка приобретает характер индивидуальной де€тельности, учитывающей не только запросы библиотек, но и личностные способности и интересы обучающихс€.

¬ыдвинута€ в концепции задача обучени€ как средства профессионального развити€ и воспитани€ будущих специалистов предполагает не только организацию процесса освоени€ необходимых общенаучных и профессиональных знаний, но и овладение структурой библиотечной де€тельности путем исследовани€, реализации, на основе которых будет проходить профессионально целостное самоопределение будущего библиотекар€-педагога, включа€ выработку личного стил€ работы.

ќсуществление заложенных в концепции образовательно-содержательных идей требует отказа от информационного подхода к обучению студентов и перевода его на личностный принцип, который св€зан с дифференциацией, гуманизацией и индивидуализацией образовательного процесса. ќн предполагает широкий дидактический поиск новых учебных и учебно-исследовательских видов работы, в частности использовани€ нетрадиционных ее форм (организа-ционно-де€тельностные игры, дискуссии, диспуты, "круглые столы", встречи с профессионалами и т.п.).

ќпределенной содержательной трансформации подвергаетс€ и производственна€ практика студентов. —мыслом ее станет не выстраивание конкретного вида профессиональной де€тельности по некоему образцу, а формирование предпосылок, основ выработки и дальнейшего совершенствовани€ собственного индивидуального стил€ работы. ѕрактикант выступает как исследователь, проникающий в существо профессии через самосто€тельное экспериментирование, опробование своих сил в конкретной де€тельности.

»зложенный в концепции подход к подготовке кадров нацеливает на реализацию нового содержани€ и технологии библиотечного образовани€, в котором в одно целое св€зываютс€ учебный процесс, производственна€ практика, совместна€ научна€ работа преподавателей и студентов.

ѕри решении проблем библиотечных кадров большой интерес вызывает зарубежный опыт подготовки специалистов, ориентированных на удовлетворение потребностей и интересов молодого поколени€. ¬заимодействие российских и зарубежных преподавателей высших учебных заведений, а также библиотекарей чрезвычайно полезно, о чем свидетельствует общение с американскими, шведскими, голландскими, немецкими и другими специалистами.

»деи Ћ.Ѕ. ’авкиной о библиотечном образовании, ее опыт профессионального общени€ с зарубежными коллегами получает свое развитие в де€тельности профессорско-преподавательского коллектива ћосковского государственного университета культуры.

Hosted by uCoz