ГУБАРЕВА И. П.

РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РУКОВОДСТВЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ

Современное библиотечно-библиографическое образование характеризуется активным поиском повышения эффективности подготовки кадров. Исследования ряда ученых (Н.Ф. Талызиной, Л.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Н. Гальперина, М.В. Муравьева и др.) показывают, что усвоение любых знаний и умений может произойти лишь в результате активной деятельности. И сегодня педагогика высшей школы ищет пути активизации познавательной деятельности студентов.

Педагоги по-разному подходят к решению этой проблемы. Одни видят путь в оптимизации обучения через усовершенствование отдельных частных методик преподавания. Другие, не отрицая первого пути, в течение последних тридцати лет разрабатывают и апробируют систему с введением количественных критериев качества подготовки специалистов.

Одним из "инструментов" для введения этой системы является рейтинговый контроль. Вполне возможно, что за рейтинговым контролем (РК) - будущее. Он дает возможность:

1) управлять познавательной деятельностью обучаемых  на   любом уровне усвоения;

2) учитывать индивидуальные особенности личности;

3) строить учебный процесс таким образом, что центр тяжести приходится на управляемую, самостоятельную работу и самооценку.

На кафедре Хабаровского ГИИК осуществляется рубежный контроль по ряду курсов, один из которых - "Современные проблемы естественных и технических наук". Он изучается на первом курсе библиотечного факультета. Курс не обеспечен учебниками, что определило необходимость подготовки полного комплекса учебно-мето-дических материалов. Разработка их проводилась с учетом рекомендаций крупных педагогов, в частности  В. П. Беспалько. Учебный материал комплекса распределяется по степени сложности, т. е. в соответствии с уровнями усвоения:

- для знакомства - 1 уровень усвоения,

- для запоминания - II уровень усвоения,

- для глубокого овладения, с приобретением практических умений, навыков - III уровень усвоения.

Обоснование уровней усвоения сделано на основе теории поэтапного формирования умственной деятельности - ПФУД.

Студент может получить минимальное, однако необходимое для допуска к зачету количество баллов, посещая все занятия. Он вправе выбрать для себя любимые, интересующие его темы, и, получив за их выполнение максимальное количество баллов, может посещать занятия по выбору. Студент может взять для выполнения (под руководством педагога) индивидуальное задание. К окончанию чтения лекций студент, выполнивший не менее 50% задания, получает право свободного посещения других форм занятий по курсу, а затем получить зачет досрочно. Такая форма организации контроля дает право выбора в большом диапазоне, раскрепощает студента, меняет отношение к учебной деятельности. Она также позволяет развивать творческую активность, а значит, решать главную задачу- перевода обучения с уровня запоминания на уровень творческого овладения знаниями.

Hosted by uCoz