ПЧЕЛЬНИКОВА Т.Г.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ: ЕГО РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ
СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ
БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

Культура развивается в теснейшем взаимодействии с обществом. Прогресс общества во многом зависит от состояния его культуры. Сегодня особенно актуально определить роль культуры в обновлении общества, его развитии, проникновении в нравственную реальность. Это требует глубокого осмысления проблем подготовки кадров культуры.

Современный менеджер - специалист, профессионально занимающийся вопросами управления. Его основные функции - определять стратегию в условиях рынка; формулировать цели, концептуальные положения разрабатываемых программ; планировать, координировать и контролировать функционирование различных сфер; обеспечивать высокую производительность и эффективность. Функциональную эначимость приобретают такие свойства личности, как высокий профессионализм, компетентность, умение организовать и направить людей на решение конкретных задач, создавать благоприятный производственный климат в коллективе, предусмотреть возможные выигрыши и просчеты при реализации перспективных целей и задач; мотивировать и стимулировать заинтересованность сотрудников в поиске нестандартных решений, внедрении новых прогрессивных технологий. Перспективы развития библиотечно-информационной деятельности предъявляют повышенные требования к подготовке кадров.

0бразование не может быть усовершенствовано без принципиального переосмысления форм и методов обучения, роли педагога в педагогическом процессе. В ходе многочисленных исследований доказано, что при использовании лексическо-теоретических  форм обучения усваивается 5% знаний, чтения - 10%, демонстрационно-иллюстративных форм - 50%, игровых методов - 50%. Самыми продуктивными считаются: практическая деятельность - 70% и педагогический процесс с комплексным использованием методов - 90%.

Один из методов традиционен (объяснительно-иллюстративный), суть его сводится к следующему: педагог передает студентам предусмотренную программой "сумму знаний", программирует их на восприятие определенного материала и выполнение заданий, развивая тем самым пассивное заучивание и шаблонные способы действий. Суть другого метода в том, что обучаемый не получает знаний в готовом виде, а втягивается в процесс активного поиска, своеобразного "открытия" новых для него явлений и закономерностей, становится творцом своего профессионального потенциала, умений и навыков. Этот метод называется проблемным. Эта же сущность обучения выражается в терминах "развивающее обучение", "педагогика сотрудничества".

Диалогические отношения студентов и преподавателя на проблемной лекции, работа на "должности" руководителя в деловой игре, подготовка и защита дипломного проекта по реальной проблематике - все эти формы активности обучающихся несут в себе черты как учения, так и труда. Здесь не представлены в чистом виде деятельность учения и деятельность практическая, а с помощью системы специфических форм и методов обучения задается контекст будущей профессиональной деятельности, причем не только предметный, но и социальный, преодолеваются "внутренние барьеры" мышления при поиске новых поворотов в решении задач.

Инновационные процессы в экономике и социальной сфере обусловливают адекватную ситуацию и в образовании. Создание концептуальных основ активного обучения в рамках психолого-педаго-гической теории - объективная необходимость. Разработка соответствующих научных средств анализа опыта активного обучения позволит эффективно использовать его возможности при подготовке кадров, разрабатывать не только новые формы и методы обучения, но и их системы, органически вписывая их в традиционную педагогическую систему, изменяя качество последней.

Hosted by uCoz