јЋ≈Ў»Ќ Ћ.».

 ќћѕ№ёЌ» ј÷»я ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я
Ќј Ѕ»ЅЋ»ќ“≈„Ќџ’ ‘ј ”Ћ№“≈“ј’ ¬”«ќ¬

¬ последние годы наметилс€ процесс интенсивного проникновени€ компьютеризации (компьютерных технических, программных средств и технологий) в учебный процесс на библиотечных факультетах вузов –оссии. ¬о многих высших учебных заведени€х созданы разного рода компьютерные центры, де€тельность которых нацелена на обучение будущих специалистов библиотечного дела современным информационным технологи€м. ѕотребность в таких специалистах обусловлена, во-первых, информатизацией общества, во-вторых, неуклонным ускорением научно-технического прогресса во всех отрасл€х знаний, в-третьих, потребностью оперативно и качественно предоставл€ть пользовател€м разнообразные информационные ресурсы, хран€щиес€ в любом уголке планеты и т.д. ќбычно св€занное с этим обучение сводитс€ к овладению студентами компьютером как средством труда библиотечного работника, помогающим более эффективно выполн€ть многие традицион122ные ручные операции и процессы.

ќднако €вно недостаточно внедрени€ компьютеров в учебный процесс исключительно с целью обучить студентов работать на них с текстами и программами, позвол€ющими компьютеризировать библиотечные процессы. ƒостижени€ индустрии информации на первое место выдвигают задачу обеспечить через глобальные информационные сети интерактивный доступ любому индивиду к мировым информационным ресурсам, хран€щимс€ в многочисленных машиночитаемых базах и банках данных.

ќбщеизвестны достижени€ в этой области, достигнутые благодар€ созданию и успешному функционированию таких мощных компьютерных сетей, как OCLC, Internet, а в нашей стране - Relcom и др. ¬ последние годы в ћоскве создаетс€ аналог OCLC, который носит название Libnet и будет на первом этапе способствовать взаимодействию  компьютеризированных библиотек города в режиме теледоступа и электронной почты. ”пом€нута€ ранее международна€ компьютерна€ сеть Internet представл€ет собой глобальную информационную систему, в состав которой входит около 2 млн. круглосуточно работающих Ё¬ћ. ≈е услугами пользуютс€ миллионы пользователей примерно в 100 странах мира. Ѕиблиотеки –оссии через данную систему смогут обмениватьс€ информацией практически с любой библиотекой мира.  “олько из Ѕиблиотеки конгресса —Ўј в этой компьютерной сети хранитс€ около 20 млн. записей, не говор€ уже о других крупных информационных центрах нашей планеты. ѕри этом возникает возможность знакомитьс€ с содержанием многочисленных ѓэлектронныхШ газет, журналов, сборников, книг и т.п. намного раньше, чем их полиграфические варианты выйдут в свет. Ќами упом€нуты лишь некоторые возможности электронной сети, словно паутина опутавшей большинство  стран мира.

»спользование библиотеками –оссии информационных ресурсов мировых вычислительных сетей €вл€етс€ важнейшим фактором их выживани€ и предпосылкой их выхода из т€желейшего финансового кризиса, проникшего во все области жизни и де€тельности в нашей стране. ќснованием такой оценки €вл€етс€ то обсто€тельство, что на смену традиционному библиотечному принципу максимального обладани€ информацией на местах приходит парадигма, использующа€ доступ к максимальному объему разнообразной машиночитаемой библиографической и иной информации, рассредоточенной по всей планете. ¬ услови€х широкомасштабной информатизации общества использование такого подхода способствует как развитию самого общества, так и его библиотек.

¬ этой св€зи в большей степени становитс€ актуальным переход высшего библиотечно-библиографического образовани€ от обучени€ студентов компьютеризации к обучению компьюникации. ƒанный термин представл€ет собой совокупность двух слов: компьютеризаци€ и коммуникаци€, т.е. компьютерные технические, программные средства и технологии в совокупности с современными средствами передачи информации на любые рассто€ни€.  онцепци€ подготовки библиотечных специалистов, акцентирующа€ внимание на использовании средств компьюникации, не означает отказа от достижений компьютеризации в обучении, так как последн€€ €вл€етс€ ее органической составной частью.  омпьютеризаци€ необходима не сама по себе. ≈е применение теперь целесообразно с целью более широкого использовани€ сетевых возможностей Ё¬“, например, дл€ создани€ и использовани€ интеллектуальных систем коммуникации, оперативного извлечени€ необходимой информации, размещенной в этих системах и т.п.

ќднако содержание подготовки студентов библиотечных специальностей в среде средств и технологий компьюникации вызывает потребность решени€ целого р€да сложных психолого-педагогичес-ких задач. Ќа наш взгл€д, наиболее актуальными из них €вл€ютс€: формулировка цели компьюникации библиотечного образовани€, разработка методик новой системы обучени€, определение комплекса знаний, умений и навыков будущих специалистов по вопросам компьюникации библиотек, выбор и подготовка соответствующего комплекта технических и программных средств, а также разработка программ, учебников, учебных пособий и др.

Hosted by uCoz