СОЛОШЕНКО Н.К.

ВЛИЯНИЕ НОВЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА РОЛЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОСРЕДНИКОВ
(НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕК МЭРИЛЕНДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА США)

Включение научных, в частности университетских, библиотек США в глобальные информационные сети, такие, как Интернет значительно влияет на работу справочно-информационной службы библиотеки. Это влияние, как положительное, так и отрицательное, еще не достаточно изучено. Предлагаемая работа представляет собой попытку проанализировать сложившуюся ситуацию, используя методы количественного исследования.

В ходе исследования проведено пилотное интервьюирование библиотекарей справочно-информационных служб библиотек Мэрилендского университета и библиотечных администраторов, отвечающих за деятельность этих служб. В соответствии с методикой интервьюировались наиболее знающие и опытные специалисты в этой области. Протоколы интервью были составлены с целью получения ответов на ключевые вопросы, касающиеся, в основном, информационных потребностей самих библиотекарей, а также особенностей в осуществлении их роли информационных посредников в новой коммуникационной среде. Транскрипции интервью предварительно кодировались и затем обрабатывались с помощью компьютерной программы ЭТНОГРАФ для анализа качественных данных. Использование нескольких кодов для одного и того же сегмента текста позволило многоаспектно анализировать интервью, рассматривая ответы специалистов с разных точек зрения.

Наибольшее влияние на деятельность информационных служб университетских библиотек, по мнению специалистов, оказывает все возрастающее количество доступных электронных ресурсов информации.

В работе с ними библиотекарям приходится решать следующие задачи:

- как уследить за новыми ресурсами по определенной тематике;

- как вписаться в коммуникационную схему научной области и убедить пользователей, что библиотекари являются их полноправными партнерами при поиске релевантной информации;

- как быстро обучить пользователей работе с ресурсами, овладение которыми требует опыта и знаний.

Следствием внедрения Интернет в научные коммуникации является изменение всей коммуникационной схемы. Электронные бюллетени, конференции, дискуссионные группы облегчают доступ к наиболее свежей научной информации, повышают значение "невидимого колледжа" и, на первый взгляд, уменьшают роль библиотекарей как информационных посредников. Таким образом, перед специалистами справочно-информационной службы встает принципиальный вопрос: какова же "ниша" библиотекаря как посредника в новой информационной среде?

Результаты опроса свидетельствуют, что библиотекари в полной мере осознают необходимость изменения своего статуса информационного посредника на роль партнера по исследованию, который должен стать необходимым элементом научно-коммуникационной схемы. Это означает освоение ими новой роли - координаторов в тематической области.

Полученные данные указывают на то, что в ряду профессиональных качеств, необходимых информационным специалистам в новых условиях, центр тяжести перемещается от навыков к знаниям. Из этого не следует,что навыки в обращении с различными ресурсами сегодня меньше значат в деятельности информационного специалиста. В настоящее время истинное содержание информационной работы основывается на знании всей коммуникационой системы в определенной предметной области и понимании схем организации и получения информации. Поэтому библиотекарям необходимо сотрудничество не только с предметными специалистами, но и с дизайнерами информационных систем.

Переход к новой роли информационных координаторов в определенной тематическй области вызывает у библиотекарей новые информационные потребности и обусловливает поиск новых средств их удовлетворения. Опрошенные специалисты указывают на необходимость знания всей системы доступных ресурсов в своей предметной области, с тем чтобы "опережать пользователя по крайней мере на один шаг". Необходимо знание не только самих ресурсов, но и их рынка, соответствя ресурсов определенным потребностям, а также схем их организации и различных информационно-поисковых языков. Очень важно получать информацию о ресурсах до появления их на рынке, поэтому так своевременны создаваемые библиотекарями собственные информационые сети "по интересам". Данные опроса свидетельствуют, что существующие электронные конференции, дискуссионные группы для библиотекарей используются как очень важные источники сведений об информационных системах, местонахождении ресурсов и в качестве экспертных систем.

Выполнение роли координаторов темы требует от информационных специалистов также безупречного знания научных коммуникаций в своей области. Новая парадигма информационной деятельности, обсуждаемая в интервью с библиотекарями, включает потребности в следующих знаниях:

- предметной терминологии;

- структуры научной коммуникации в предметной области;

- схемы организации и получения информации;

- рейтинга ведущих специалистов;

- основных проблем и "научных фронтов" тематики.

Для приобретения этих знаний информационным специалистам необходимо не только просматривать литературу по теме, посещать семинары, конференции, но становиться полноправными членами "невидимого колледжа". Эта задача может существенно облегчиться, если библиотекарь участвует в тематических электронных группах и конференциях, которые предоставляют им следующие возможности:

- информировать научные сообщества о новых информационных ресурсах;

- сообщать исследователям об их коллегах, работающих над аналогичными проектами;

- указывать исследователям местонахождение релевантной информации;

- участвовать в работе электронной библиотеки - принимать запросы и передавать информацию электронным путем.

Библиотекарям также необходимо подбирать пользователям не только релевантные, но и соответствующие по сложности обращения ресурсы. Для этого информационные специалисты обязаны изучать информационные привычки своих партнеров и возможности их работы с ресурсами, организованными по системе меню или команд.

Появление Интернет вызывает у библиотекарей необходимость участвовать также в создании навигационных схем и каталогизации ресурсов, включаемых в эту глобальную сеть. Отзывы опрошенных специалистов показывают, что в ряде случаев она напоминает труднопроходимые "джунгли", путешествие по которым требует тщательно составленных маршрутных карт.

Это исследование не является всеобъемлющим. Использованная методика позволяет поднять наиболее острые вопросы и создать гипотезу о влиянии новых коммуникационых технологий на информационные службы.Оно является первой стадией разработки темы, за которой может последовать количественный опрос, призванный подтвердить или опровергнуть выдвинутые положения, гипотезы.

Hosted by uCoz