БУЛДИНА Г.И.

ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
В БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(ПО ДИССЕРТАЦИОННЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ 1991-1995 ГГ.)

Возрастающие потребности читателей в информации не могут быть полно реализованы на основе старой технологии, без опоры на весь совокупный потенциал библиотечно-библиографических ресурсов, без использования результатов аналитико-синтетической обработки документов, которая проводится разными информационными центрами.Научно-технический прогресс, в первую очередь, в области вычислительной техники и информатики, сам показывает выход из создавшегося положения. Это пути создания новых эффективных средств хранения и переработки данных. Появление мощных компьютеров, в том числе персональных ЭВМ с большими блоками памяти, уже позволило решить множество проблем.

В Московском государственном университете культуры - головном вузе библиотечно-библиографического образования, располагающем высоким научным потенциалом,в течение многих лет готовящем научно-исследовательские кадры через аспирантуру и соискательство, с 1991 по 1995 г. было подготовлено и защищено более 60 диссертационных исследований. В их числе 20 работ посвящены использованию современных информационных технологий, созданию автоматизированных информационных банков данных, компьютеризации учебного процесса, компьютерной технологии обработки литературы и т.п.

Характер и тематика исследований продиктованы современным состоянием библиотечно-библиографической практики, степенью ее компьютеризации. Поэтому среди защищенных диссертационных работ преобладают работы,которые можно обозначить как исследования переходного периода, анализирующие состояние компьютеризации при переводе в электронную форму традиционных библиотечно-библиографических процессов и технологий.

Эти исследования посвящены компьютеризации обработки литературы, роли электронных каталогов в обслуживании  читателей, автоматизации рабочего места библиографа,разработке и созданию автоматизированных баз данных библиографического характера, использованию их для обслуживания специалистов различных отраслей.

Для другого направления характерен анализ, оценка внедрения новых компьютерных технологий в конкретных регионах и областях. В последние годы проведены исследования автоматизации библиотечных процессов Нигерии, библиотек Вьетнама, сельскохозяйственных библиотек Украины, библиотек Краснодарского края. При этом важно отметить, что исследования выработали конкретные рекомендации по использованию информационных баз данных, что имеет большое значение для практических работников в соответствующих регионах.

Диссертационная разработка вопросов компьютеризации проводится с учетом специфики профиля диссертационного совета и направлений научно-исследовательской работы МГУК. Поэтому в исследованиях конкретно не затрагиваются вопросы программного обеспечения, конкретных технических решений,однако в рассматриваемый период выявилась тенденция диссертационных исследований концептуального характера, в которых рассматриваются теоретические или организационно-методические проблемы, определяющие необходимые условия компьютеризации библиотечно-библиографической деятельности. Так, исследование И.А. Давыдовой "Соотношение библиографического и фактографического компонентов в информационном обеспечении специалистов" дает возможность осуществлять строгую типологию баз данных и многоаспектно рассмотреть проблемы взаимоотношения библиографического и фактографического компонентов в информационном  обеспечении специалистов.

За этот период появляются две работы,посвященные библиометрическому анализу совершенствования библиотечной деятельности, изучению и прогнозированию структуры науки. Материалы этих диссертаций могут использоваться как в традиционном, так и в компьютерном вариантах.Исследования, ориентированные на организационую, управленческую деятельность, также представлены среди защищенных диссертаций. Их объединяет внимание авторов к таким организационным предпосылкам совершенствования библиотечно-библиографической деятельности, которые обеспечивали бы переход к компьютерной  технологии (интеграция библиотечных центров и служб научно-технической информации, взаимодействие уровней информационно-библиографического обеспечения и др.).

Вырисовывается,хотя и не столь еще объемно,проблема обучения пользователей БД, а также использования компьютерных средств при подготовке будущих библиотекарей-библиографов. Учитывая специфику МГУК, эта проблематика в дальнейшем должна занять большое место в тематике диссертационных исследований.

Hosted by uCoz