ћјЌ»Ћќ¬ј “.Ћ.

Ќќ–ћј“»¬Ќџ… ѕќƒ’ќƒ
  ќ–√јЌ»«ј÷»» —≈“» ћ”Ќ»÷»ѕјЋ№Ќџ’ Ѕ»ЅЋ»ќ“≈ 

Ќормативы (стандарты) - один из инструментов организации библиотечной сети. ќни по€вл€ютс€ тогда, когда имеетс€ уже достаточное количество сетевых единиц и возникает необходимость в их упор€дочении. ¬ нашей стране така€ необходимость возникла около 100 лет назад. ѕервыми проектами организации библиотечной сети были губернские (например, ћосковский, ќлонецкий, ¬€тский и др.), которые разрабатывались губернскими земствами и относились к библиотекам земского подчинени€: публичным и школьным.

ѕосле окт€бр€ 1917 г. все документы, касающиес€ организации сети библиотек, ставших государственными, стали разрабатыватьс€ и утверждатьс€ на государственном уровне. ѕричем регламентирующие документы создавались отдельно на школьные и государственные массовые библиотеки. ¬последствии, с развитием сети профсоюзных библиотек, документы об организации библиотечной сети распростран€лись и на государственные массовые, и на профсоюзные массовые библиотеки. ѕоследний же из утвержденных документов, датированный 1993 г., оп€ть относитс€ только к сети государственных массовых библиотек.

 ак правило, в последние дес€тилети€ регламентирующим документом по организации библиотечной сети €вл€лось "ѕоложение", в котором закрепл€лись основные организационные принципы и количественные показатели.  аждый последующий документ вносил определенные изменени€, которые диктовала практика (нормативы пересматривались каждые 8-10 лет). Ќапример. сначала структура фондов не регламентировалась, потом по€вилс€ показатель процентного соотношени€ частей фонда по отрасл€м знани€, а самый последний из утвержденных документов полностью исключил показатель расчета фондов. јналогично мен€лись и другие показатели.

ѕрин€тие ‘едерального «акона о библиотечном деле юридически закрепило многие изменени€, которые произошли. ¬ частности, он утвердил новое название дл€ государственных массовых библиотек, которые по признаку формы собственности стали именоватьс€ муниципальными, т.е. учрежденными органами местного самоуправлени€. ¬ св€зи с изменением их статуса, т.е. передачей в ведение органов местного самоуправлени€, должны изменитьс€ и нормативные документы, регулирующие их де€тельность.

√осударство в соответствии с  онституцией –оссийской ‘едерации, √ражданским кодексом –‘, ‘едеральным «аконом об общих принципах организации местного самоуправлени€ в –‘, другими правовыми актами имеет право непосредственно регулировать их де€тельность только с помощью закона. ¬се остальные документы, исход€щие от государственных органов власти, могут иметь только рекомендательный характер. ƒл€ приобретени€ об€зательного статуса, они должны быть утверждены на уровне местного самоуправлени€ либо субъекта ‘едерации в форме, об€зательной дл€ исполнени€ органами местного самоуправлени€.

Ќа федеральном уровне создан проект документа "ќбщие принципы организации сети муниципальных библиотек в субъектах –оссийской ‘едерации", который имеет рекомендательный характер и разработан во исполнение главной цели библиотечной политики, провозглашенной ‘едеральным законом о библиотечном деле: гаранти€ права человека на свободный доступ к информации. ѕроект учитывает также основные идеи ѓћанифеста ёЌ≈— ќ о публичных библиотекахШ, который рассматривает публичную библиотеку (в том числе муниципального уровн€) входом в мир информации и культуры по месту жительства.

ѕроект подготовлен в результате исследовани€, проведенного –оссийской государственной библиотекой "–азработка социальных нормативов обеспечени€ населени€ библиотечным обслуживанием" (1994-1995), поэтому он ориентирован прежде всего на пользователей. ѕроект учитывает богатые российские, советские традиции и зарубежный опыт, а также те изменени€, которые внесли преобразовани€ в нашей стране за последние 10 лет.

 онкретизаци€ проекта может быть осуществлена на уровне субъекта ‘едерации или местном. Ќа местах могут быть прин€ты и иные документы как по форме, так и по наполнению, но они должны учитывать общую стратегию, представленную в проекте и отражающую современную ситуацию и перспективу.

ќсновные положени€ проекта:

- каждый человек независимо от места жительства имеет равные права на получение библиотечного обслуживани€;

- единицей библиотечной сети €вл€етс€ как ÷Ѕ— в целом, так и отдельна€ муниципальна€ библиотека, обладающа€ статусом юридического лица;

- социальные нормативы трактуютс€ не как муниципальные, а как оптимальные, а следовательно, удобные дл€ пользователей;

- не закладываютс€ нормы на открытие библиотек или их филиалов, это находитс€ в компетенции учредителей и библиотечной администрации;

- каждый человек должен иметь возможность получать библиотечные услуги не далее 3-х км от своего места жительства;

- определение формы библиотечного обслуживани€ (стацио-нарные, внестационарные) находитс€ в компетенции администрации ÷Ѕ— или муниципальной библиотеки;

- на территории каждого органа местного самоуправлени€ должно быть расположено не менее одной библиотеки муниципального подчинени€ (муниципальной библиотеки, центральной библиотеки, стационарной библиотеки-филиала и т.д.); количество жителей на 1 библиотеку или филиал не регламентируетс€;

- суммарный книжный фонд библиотек территории исчисл€етс€ из расчета средней книгообеспеченности на 1 жител€, умноженной на количество жителей; структура фонда не регламентируетс€, она определ€етс€ потребност€ми населени€ и задачами муниципальных библиотек;

- основной принцип функционировани€ муниципальных библиотек и их сетей - разрешено все, что не запрещено законом.

Hosted by uCoz