„≈–Ќя ќ¬ј ё.‘.

”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ„≈— »≈ ј—ѕ≈ “џ ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»
Ѕ»ЅЋ»ќ“≈  √ќЋЋјЌƒ»»

ѕроблемы библиотек в различных странах очень похожи.  онечно, их решение зависит от уровн€ жизни в каждой стране, типа политической системы, специфики условий региона. ќднако многое зависит и от самой библиотеки. ≈сли подойти с этих позиций, поражают стратегии выживани€, примен€емые голландскими библиотекар€ми. ѕрименение этих стратегий было вызвано давлением ситуации, когда субсидии государства постепенно уменьшились и библиотеки были поставлены перед выбором: исчезнуть или предприн€ть что-либо дл€ укреплени€ своего положени€. ќснова всех изменений - в понимании сущности библиотеки как основного источника накоплени€, хранени€, распространени€ информации. Ѕиблиотекарь в √олландии - это информационный менеджер, собирающий данные по всему миру и доставл€ющий тем, кому они необходимы, причем в нужном месте и в нужное врем€. –еализаци€ такого подхода стала возможной благодар€ реформированию системы управлени€, как в структурном, так и функциональном плане.

—труктура управлени€, котора€ до реорганизации представл€ла собой простейшую бюрократическо-механистическую систему, построена теперь по принципам управленческой команды. Ёто означает, что все виды де€тельности библиотечной системы объединены в несколько крупных секторов, таких как: работа с фондом (учет, комплектование, описание); работа с каталогами (базы данных, их реорганизаци€, редактирование); техническое обслуживание (техно-логии, компьютеры, ксероксы); обслуживание читателей (запросы  читателей, информационно-справочна€ работа, система предварительных заказов); административна€ де€тельность (организацион-на€ работа, управление персоналом). ћенеджеры этих секторов составл€ют команду управлени€ верхнего звена, а все сотрудники, работающие в каждом секторе, автоматически вход€т в нижнее звено команды. ¬ этом звене также существует разделение на ѓнижнееШ и "среднее", когда сектор объедин€ет несколько служб с руководител€ми, ответственными за каждую.

јнализиру€ результаты применени€ управленческой команды на практике, библиотечные менеджеры √олландии указывают как достоинства, так и недостатки. —реди основных достоинств отмечают: высокий уровень мотивации сотрудников; повышение уровн€ коммуникации в пределах секторов; улучшение обслуживани€ пользователей библиотеки; увеличение возможностей адаптации к инноваци€м. Ќо недостатки так же серьезны: плоха€ коммуникаци€ и конфликты между секторами; жесткость иерархической структуры. ѕредставл€етс€, что этот подход можно рассматривать в качестве своеобразного ѓмостаШ при переходе от жесткой иерархии к гибким, адаптивным модел€м.
 Ѕольшинство голландских руководителей рассматривают функции в соответствии с одной из самых последних классификаций, предложенной Ў. ƒейл, по мнению которой, кажда€ функци€ - это отдельное направление де€тельности менеджера. “ак, функции управлени€ понимаютс€ как планирование (включающее в себ€ прогнозирование), организаци€, работа с персоналом и лидерство, инноваци€, презентаци€ и контроль.

ѕричем этот набор функций не €вл€етс€ об€зательным и неизменным, а только наиболее широко признанным. √олландские менеджеры считают, что функции управлени€, их состав и содержание каждой из них могут мен€тьс€ в зависимости от изменений, происход€щих в обществе.

ясно, что не все, примен€емое голландскими коллегами, можно использовать в услови€х нашей страны. Ќесмотр€ на схожесть проблем, услови€, истори€ развити€, традиции библиотек, люди, работающие в них, различны. ѕоэтому крайне неосмотрительно было бы призывать скопировать опыт публичных библиотек √олландии. ќднако подход к библиотеке как к социальному институту, основной ценностью которого €вл€етс€ информаци€, реорганизаци€ системы управлени€ голландских публичных библиотек представл€ютс€ заслуживающими внимани€.

Hosted by uCoz