СУСЛОВА И.М.

МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ - НОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ
УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Исключительным феноменом нашей российской действительности является тот факт, что кардинальные изменения различных направлений (от тоталитаризма к перестройке, от перестройки к рынку) происходят в необычайно спрессованный исторический, период, когда, не успев осознать преимущества нового, уже приходится адаптироваться  к другим переменам.

Десятилетие, прошедшее с начала эпохи, которую назвали "перестройкой", хотя и условно, но довольно четко делится на два периода, отражающих эволюцию взглядов на управление. В первую "разрушительную" пятилетку  отчетливо выявились пороки командно-административной системы. Централизованная структура управления содержала большое количество иерархических уровней и основывалась на принципе единой системы, распадавшейся на отдельные ведомственные библиотечные сети. Было выявлено разрушительное воздействие директивного планирования, ориентированного на обязательные, усредненные, нередко не адекватные представления центральных органов о библиотеке. Важнейшие решения в масштабе страны (цели и развитие библиотек, основные программы в области библиотечного дела, сроки, распределение средств) принимались на самом верхнем уровне, а затем спускались на нижние уровни и детализировались.

На безграничном преувеличении организационного фактора, свойственного жестким вертикальным властным структурам, основан глубоко укоренившийся сугубо административный взгляд на все библиотечные проблемы, почти религиозная вера в единую систему библиотек, организованную по единым правилам и стандартам.   Удобству директивного руководства из центра отвечали крупные объединения. Не случайно поэтому идея библиотечных объединений, расширенная до масштабов всей страны, остается доминирующей в отечественной управленческой теории с начала 70-х гг. и по сей день. Идея, как это было доказано именно в тот период, абсолютно неосуществимая в реальности.

И наконец, логика централизованной директивности вывела библиотеку из сферы стратегического планирования, вообще из стратегического управления, переведя ее на уровень управления оперативного, текущего. Так, во всей инструктивной документации, учебниках основным планом библиотеки обозначен текущий (годо-вой). Этому же соответствует замена управленческого учета урезанным оперативным, аналитической функции -   отчетностью.

Надежды на возрождение в период перестройки связывались с заменой административных методов на экономические. Однако, хотя перемены именовались "коренными", "революционными", все они мыслились в рамках "развитого социализма". Характерно, что борьба с административными методами была официально санкционирована и осуществлялась прежним администрированием. Так, в деятельность библиотек министерскими приказами настойчиво внедряли абсолютно несовместимые с ней категории хозрасчета, самоокупаемости, самофинансирования, прибыли, экономических нормативов и т.п. Все это традиционно получило поддержку и на страницах печати, правда, не заметившей petitiо principii, то есть того, что основные аргументы в пользу этого основывались на положенияхб?тиызж?тиызж?тиызж?тиызж?тиызж?тиызж?тиызж?тиызж?тиызж?тиызж?тиызж?тиызж?тиызж?тиызж которые сами требовали доказательств.

Очевидно, в силу противоречивости воззрений и действий (например, укрепление централизма власти при его декларируемой децентрализации или соединение антагонистических понятий в словосочетании "социалистический рынок"), а также управленческого романтизма, этот период не дал ничего конструктивного и преобразующего. В 90-е гг. вместе с осознанием иллюзорности надежд на самообновление или частичное реформирование прежней системы управления пришло понимание той позитивной конструктивности, которая заложена в   м  е  н  е  д  ж  м  е  н  т  е.

Он определяется как современная концепция управления библиотекой с применением принципов, функций и методов, разработанных в мировой теории и практике. Менеджмент коренным образом меняет всю управленческую систему. Библиотека здесь - центральное звено, самостоятельный субъект управления, а не часть многочисленных иерархических пирамид. Составляющие компоненты менеджмента: различные подходы-методики с приоритетом наиболее современного ситуационного; совокупность управленческих функций, представляющая руководство библиотекой как целостный процесс; профессионализм в требованиях к современному руководителю - оптимально вписываются в сегодняшние реалии библиотечной действительности и открывают конструктивные перспективы в будущем. Библиотечный менеджмент, которому в зарубежных странах давно уже нет альтернативы, где изучаются не столько фундаментальные основы, сколько углубленно отдельные направления, в отечественном библиотечном деле совершает, хотя и первые, но довольно уверенные шаги.

За прошедшее десятилетие произошла значительная трансформация во взглядах на  м  а  р  к  е  т  и  н  г, который часто ставится рядом с менеджментом прежде всего потому, что последний, так же как и первый, считают еще одной современной концепцией управления библиотекой. Правда, и в маркетинге, подобно менеджменту, некоторые библиотековеды не только не видят ничего нового по сравнению с традиционным управлением, а считают его чуждым иностранным заимствованием. Однако проблемы маркетинга имеют еще один собственный аспект. В современном библиотековедении успел сложиться устойчивый стереотип представлений об информатизации общества только как о процессе формирования информационного рынка. Поэтому информатизация в деятельности библиотек понимается преимущественно как освоение библиотечным сообществом норм и принципов рыночной информационной деятельности.

Характерно, что практически параллельно существуют два подхода к изучению перспектив библиотеки в этом направлении. В рамках первого библиотека представляется в качестве субъекта информационного рынка, и специалисты изучают ее возможности включения в экономические рыночные отношения, принципы создания библиотечных информационных товаров и услуг, методы организации и управления деятельностью библиотеки. 

Второе направление, которое поддерживаем и мы, представлено концепцией некоммерческого маркетинга как основного средства освоения информационного пространства. В связи с этим на основе серьезного изучения характеристик маркетинга применительно к библиотечной деятельности его перестали отождествлять с платными услугами и коммерческой деятельностью библиотек, как несколько лет назад, а рассматривают в качестве эффективного средства по изучению и удовлетворению потребностей читателей. Одним из доводов в пользу этого нововведения в отечественную практику управления является успешный опыт зарубежных коллег. Если в 70 - 80-е гг. объектом интенсивных исследований было углубление маркетинга в сфере деловой активности, то сейчас преобладает другая тенденция: распространение маркетинговых концепций на некоммерческие организации, в том числе библиотеки.

Следовательно, со всей определенностью можно утверждать, что менеджмент и маркетинг как современные концепции управления библиотекой позволяют модернизировать традиционные направления библиотечной деятельности, адаптировать ее к требованиям сегодняшнего дня, обеспечить стабилизацию библиотеки в обществе и ее будущее развитие.

Hosted by uCoz