РАТНИКОВА О.А.

ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
ДЛЯ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК -
МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА НОВОГО ТИПА

Функционирование библиотечной системы претерпело существенные изменения в связи с кардинальными преобразованиями общественного устройства в нашей стране. Основная сфера перестройки - принципы управления как библиотечным делом в целом, так и отдельно взятой библиотекой.

Ключевая задача перестройки системы методического обеспечения - адаптировать ее к новым условиям управления, учитывая при этом новые приоритеты в выборе библиотеками форм и методов методической помощи.

При перестройке системы методического обеспечения следует исходить из специфики ситуации, складывающейся на каждом уровне сформировавшейся ранее иерархической системы: государственном, региональном и местном. При этом местный уровень также предполагает разнообразие условий, имея ввиду крупный, средний и малый город, сельский район.

Ныне традиционной схемой методического обеспечения библиотек крупного города является сочетание функций, выполняемых в этом направлении городской библиотекой и центральными библиотеками ЦБС на базе их методических структурных подразделений, что предполагает определенную административную зависимость последних. Однако в современных условиях целесообразно создавать независимые методические службы на уровне округа или города. Такая служба может быть полностью самостоятельной (в качестве юридического лица) или функционировать при одной из центральных библиотек города.

Основные аргументы в пользу создания таких методических служб:
а) масштабы их деятельности соответствуют городской (районной) схеме управления;

б) административная независимость дает возможность отойти от стереотипных форм методической помощи, развиваться на основе маркетинга.

Система приоритетов состоит в переходе от регламентирующей, контрольно-проверяющей к информационно-консультационной деятельности методических служб. Таким образом, подобная методическая служба может выступать в качестве информационно-консультационного центра для публичных библиотек округа, города.

Основная цель создания информационно-консультационного центра - содействие содержательной, организационной, хозяйственной деятельности публичных библиотек. Его задача - помочь модернизации библиотек.

Информационно-консультационным центром предусматривается осуществление следующих видов деятельности: 

- информационной (на основе создания банков данных по законодательству, финансированию, экономике библиотечного дела и др.);

- организационно-методической (проведение и организация совещаний, встреч, семинаров по актуальным проблемам деятельнос-ти библиотек, обеспечение информационно-методическими материалами, проведение консультаций);

- учебной (повышение квалификации, разработка программ обучения, организация курсов для сотрудников библиотек);

- научно-практической (формирование научных коллективов, разработка концепций, программ, проектов развития библиотек, анализ ситуаций);

- организационно-посреднической и рекламно-выставочной (поиск по запросам библиотек специалистов, сбор предложений по сотрудничеству организаций и учреждений, заинтересованных в совместной деятельности с библиотеками, проведение выставок необходимой для библиотек продукци и т.п);

- мемориальной (работа по изучению истории библиотек региона, округа);
- культурных и социальных инициатив (проведение встреч с известными деятелями культуры, сотрудничество с различными культурными и общественными объединениями).

Основной принцип работы информационо-консультационного центра - учет спроса и предложения на основе изучения спроса, сбора информации, развития и установления связей, делового общения.

Hosted by uCoz