Стародубцева Н.З.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ФОНДА
ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Роль официальных изданий как за рубежом, так и в нашей стране постоянно возрастает.
Проблема организации и использования фонда официальных изданий в библиотеках становится сегодня одной из самых актуальных. На ее значимость указывает факт включения данной проблемы в программу всеобщей доступности изданий, осуществляемую под эгидой ИФЛА.
Крупнейшими фондодержателями официальных изданий в нашей стране - наряду с сетью государственных архивов, хранящих подлинники документов, и органами НТИ (органы правовой информации) - являются ведущие универсальные и специальные библиотеки.
Не вызывает сомнения, что в силу сложившейся в нашей стране системы распределения фондов национальный фонд официальных изданий также будет распределенным, представляя собой совокупность фондов библиотек различных типов и центров правовой информации на федеральном, региональном, муниципальном уровне.
Главными принципами его организации должны стать полнота и доступность для любого члена общества на всей территории России, а также сохранение сформированных фондов для ныне живущих и будущих поколений.
В системе совокупных фондов официальных документов основными фондообразующими структурами должны стать национальные библиотеки общероссийского уровня.
На эти библиотеки, собирающие в совокупности исчерпывающе полно все виды отечественных изданий, целесообразно возложить обязанности формирования полного общероссийского фонда официальных изданий.
Формирование региональных фондов официальных изданий, в том числе на национальных языках республик-субъектов Российской Федерации, должно быть возложено на соответствующие республиканские национальные библиотеки.
Достижение полноты комплектования неопубликованных официальных документов потребует совместных усилий не только библиотек властных структур (правительственных, парламентских), но и соответствующих органов научно-технической информации, а также точного установления конкретных видов неопубликованных документов, подлежащих включению в национальный фонд официальных изданий.
В системе фондов, образующих
в совокупности национальный фонд официальных документов, целесообразно
предусмотреть максимальную полноту комплектования каждого вида документов
при разумном их дублировании в каждом из фондов, входящих в систему.
Однако ввиду отсутствия в ряде библиотечно-информационных систем гарантий
сохранности фондов и их общедоступности следует предусмотреть механизм
доступа к этим документам национальных библиотек, располагающих общедоступными
фондами.
Формирование совокупного национального фонда официальных документов сопряжено с решением ряда сложных проблем как для каждого конкретного фонда, так и для их совокупности. Прежде всего это касается понятийного аппарата.
Вместе с тем формирование совокупного национального фонда официальных документов непосредственно связано с выявлением основных фондодержателей официальных документов на федеральном и региональном уровнях, за которыми целесообразно закрепить статус национального фонда.
Потребуются разработка дифференцированной политики комплектования по отношению к фонду каждого учреждения, входящего в систему, усиление координации их работы, создание единого справочно-библиографического аппарата, отражающего совокупный фонд, и обеспечение свободного доступа читателей в СБА и фонду, а также продуманный механизм информирования потребителей об официальных документах.
; Необходимы разработка и
внедрение общих типовых решений в организацию официальных изданий. Объективная
предпосылка - специфический характер официальных изданий, обусловливающий
особенности доступа к ним и влияющий на их организацию в любой библиотеке.
Первоочередной задачей в
формировании Национального фонда официальных изданий является создание
справочно-библио-графического аппарата, отражающего совокупный фонд официальных
документов страны.
Требуется решение на общегосударственном
уровне таких проблем, как создание типовой классификации официальных документов,
позволяющей сократить затраты на поиск необходимой информации в фондах
и на библиотечную обработку документов, системы отслеживания и информирования
о переизданиях и отмене нормативных актов, хранящихся в библиотеках.
Для библиотечной сети в целом должны быть разработаны принципы формирования
депозитарного хранения официальных изданий и технологии сохранения информации
с учетом специфики документов.
На повестку дня встает проблема разработки критериев и технологии хранения официальных изданий на бумаге, фотопленке, оптическом диске.
Информационное правовое
обеспечение потребностей читателей (потребителей) невозможно без упорядочения
координационных связей между универсальными, специальными библиотеками
и органами правовой информации. Тесное взаимодействие этих звеньев возможно
при одинаковой степени оснащения библиотек (центров) техническими средствами,
позволяющими им подключаться к единой интегрированной системе связи, определяющей
все технические виды коммуникаций. Читатели практически получают доступ
к документам, находящимся в различных библиотеках и органах правовой информации.
Новый этап в организации
обслуживания официальными документами связан с переходом на новую информационную
технологию.