Петрова А. Л.

ПРОБЛЕМА МОДЕРНИЗАЦИИ ОСНОВНОГО РЯДА ББК:
ПОИСКИ В СВЕТЕ НОВЫХ ПАРАДИГМ

ББК -  как и все другие универсальные библиотечные классификации - покоится на некоторых основных “несущих конструкциях”. Это:
- структура;
- категориальный и методический аппарат;
- семантика элементов;
- методика построения классификационных формул и индексов.

Наиболее важным и существенным здесь является основной ряд  таблиц - как классификационной системы в целом, так и отдельных ее классов, т.е. первые два уровня делений классификации, которые, по существу, и являются  ее структурной первоосновой.

Основной ряд классификации вбирает в себя всю совокупность знания о мире и человеке, которая достигнута в данный исторический период, и располагает ее в определенной систематике. Он также отражает различные сферы и компоненты социальной практики, общие универсалии культуры, господствующие приоритеты менталитета.

Стабильность основного ряда как структурной первоосновы системы определяет степень надежности ее функционирования. Поэтому требования максимальной стабильности этой основной несущей конструкции системы является непреложным при ее модернизации любой степени глубины и кардинальности.

В модернизационном процессе проблема обновления “несущих конструкций” и прежде всего основных рядов оказывается наиболее сложной.

С одной стороны, всегда остается непреложным требование их максимальной сохранности и стабильности.

С другой, в конце концов возникает необходимость их преобразований вследствие изменений, происходящих в социальной практике, в развитии знания.

Направление поиска решения проблемы определяется здесь прежде всего максимально корректным пониманием сущности того,  что есть новое? Процесс развития знания непрерывен. Он имеет свои закономерности. Так, примерно каждые 25-30 лет в той или иной степени происходит смена научных парадигм, норм, идеалов, знаний и способов их получения, что соответственно ведет к существенным изменениям в публикациях.

Однако при этом следует иметь в виду, что появление нового не означает полного и абсолютного уничтожения старого. Рост знания о мире в разных его формах - это не столько накопление, сколько непрестанная переоценка накопленного и создание новых гипотез, нередко опровергающих предыдущие. Даже научные революции, в результате которых формируется новая картина мира, не приводят к абсолютному уничтожению старого, а ведут лишь к его переосмыслению и снятию.

Кроме того, отношение новых и старых теорий имеет диалогическую структуру. Теории вновь рождающиеся и уже существующие всегда  связаны друг с другом общим проблемным полем, единством по-разному интерпретируемых и дискутируемых понятий, взаимосвязанностью аргументации и контраргументации.

Исходя из этих методологических посылок, модернизационные решения для основного ряда следует искать прежде всего в пределах уже существующей конструкции, путем ее внутренних преобразований. Здесь важны следующие варианты:
- более корректное и четкое обозначение циклов и классов, что приведет к корректировке систематики в пределах всей классификации (например, новый класс А для отражения общенаучного знания);
- заполнение лакун в основном ряду - путем ликвидации фактически пустых классов при формулировках “наука в целом” и использования появляющихся индексационных резервов для введения  недостающих разделов ( например, классы Б и С);
- циклическая организация основных рядов уже внутри классов. Тем самым вместо простого перечисления  и механического наращивания содержательного ряда ( и, следовательно,  индексационной базы) используются действительно систематизирующие способы отражения знания, дающие возможность не просто  зафиксировать новое, но дать его уже в систематике. Индексация при этом, существенно не изменяясь, внутренне становится более емкой. В качестве возможного решения приводятся варианты циклического структурирования класса.

Смысл модернизации по отношению к основному ряду - внутреннее обогащение при незыблемости конструктивной основы. Используются внутренние резервы, конструкция основного ряда, приобретает большую содержательную емкость. Следует подчеркнуть, что такие возможности заложены в самой ББК, и в этом ее прогрессивность как классификационной системы.

В заключении еще раз подчеркнем: проблема модернизации несущих конструкций универсальных библиотечных классификаций - одна из наиболее сложных и интересных в теории классификации и практике модернизации. От корректности решений здесь зависит оптимальное функционирование и дальнейшее развитие системы.

Hosted by uCoz