СКИТНЕВСКИЙ О В.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧТЕНИЯ В ЭТНОГЕНЕЗЕ,
              КАК ПРОБЛЕМА БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ

        Национально-особенное в массовом чтении исследуется  относительно недавно. Начало этой работе в свое время положила Н.Е.Добрынина, изучавшая процессы интернационализации. Она же подготовила методологичесике предпосылки и для изучения этничеких параметров чтения. Рассматривая оба этих феномена как диалектическое единство, она предлагала и взаимосвязанную метедологическую концепцию, которую, к сожалению, не разрабатывали дальше, синхронно с феноменом интернационализации.
Этничность чтения и ее гносеологическая сущность нуждаются в научном обосновании на самом высоком методологическом уровне.
Продолжая реализацию идей Н.Е. Добрыниной, можно полагать, что есть все основания для разработки библиотековедческой парадигмы этничности чтения в развитии. Наш опыт изучения этого  сложного интегрированного предмета на материалах этнической истории чтения в Казахстане свидетельствует  о том, что такая задача вполне разрешима. Однако без частной библиотековедческой теории, способной объяснить научную картину приобщения народов к новой форме интеллектуальной деятельности, невозможно интерпретировать имеющийся эмпирический материал и накапливать новый.
        Расссматривая национально-особенное в этногенезе, можно фиксировать вполне определенные отношения и связи, раскрывающие специфику процесса приобщения к книгопользованию в контексте менталитета данного этноса. Проведенный нами методологический анализ эволюции взглядов казахских просветителей и других выдающихся деятелей казахского народа на чтение свидетельствует о наличии оригинальных установок на освоение такой формы познавательной деятельности, как чтение. Контент-анализ художетсвенного текста романа    М. Ауэзова “Путь Абая” обнаружил, что  автор прерасно владел глубокими  познаниями проблем чтения. Такой документ может надежно служить своеобразной лабораторией для научной экспертизы национально-особенного в чтении казахского народа. 
        Изучение данной проблемы требует системного подхода. Методологически важно правильно определить и расставить элементы этой системы, обладающие  решающими функциями. Связи между этими элементами наилучшим образом определят целостность всей системы этнической солидарности читателей. Системообразующими элементами здесь могут выступать не только язык, просвещение, литературное поле, но и специфика социализации этнического читателя, специфика педагогического самосознания творцов произведений печати, и, конечно, особенности библиотечного обслуживания читателей коренной национальности. Объяснить природу национально-особенного в массовом чтении можно только при условии культурно-исторического  подхода к проблеме.
        Вероятно, сейчас темпы интернационализации в чтении  снизятся за счет массового закрытия  библиотек в сельской местности. Эволюционный  и революционный типы развития чтения достигнут своеобразного баланса. Суть происходящего нуждается в научном анализе, для чего необходимо учесть не только конкретную обстановку,  но и хорошо распознать ретроспективу. Исторические условия бесконечно разнообразны и никогда не повторяются в разные эпохи, в разных странах и у разных народов. 
        Во всяком случае, теоретические и методологические вопросы распространенности чтения в этнических регионах активно в библиотековедении не обсуждались. Анализ многовекового опыта книгопользования разных народов необходим для осмысления концепций, методологического аппарата,которым пользуются в науке о чтении. Главное сейчас выявить основные подходы к проблеме, оценить степень уже исследованного, высказать ряд рабочих гипотез. Однако изучить успешно эту проблему можно лишь тогда, когда будут убраны препятствия в виде идеологических или националистических стереотипов мышления, особенно этноцентризма, с позиции которого довольно тудно объективно судить о культуре других народов, равно как и  о их чтении. Чтение народа - слишком деликатная сфера бытования культуры и потому требует высокого уровня социальной ответственности, профессионализма и соблюдения этических норм науки. 
        Гноселогические проблемы национально-особенного в массовом чтении народов требуют своего решения ради научного  предвидения интеллектуального совершенства и духовного возрождения.
Hosted by uCoz