ДВОРКИНА М.Я.,
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ:
ВЗГЛЯДЫ Л.Б. ХАВКИНОЙ

        На заре ХХ в. библиотечное сообщество России начинает консолидироваться. Формируются и выражаются профессиональные ценности библиотекарей.
        В работах Л.Б. Хавкиной мы не найдем развернутого определения понятий “ценности” или “профессиональные ценности”, однако к ним она неоднократно обращается.
        В современной науке существует множество дефиниций этого понятия. Как понятие, используемое в философии и социологии, оно применяется для обозначения объектов, явлений, их свойств, абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих как эталон должного.
        Среди ценностей, представленных в трудах Л.Б. Хавкиной, особенно в работе “Книга и библиотека”, можно выделить общекультурные ценности и собственно профессиональные. Первые - это “культура как фундамент современной жизни”; знание, на котором” основываются стремления, идеалы”, посредством которого” поддерживается желание осуществлять идеалы”, “выясняются способы, практические приемы осуществления идеалов”; книга как источник знания (она “обессмертила мысль человека, уничтожив влияние на нее времени и пространства”); самообразование; свободное слово. Будучи обеспокоенной тем, что после Октября 1917 г. “для новых властителей” “ненавистнее всех других свобод становится свобода слова, свобода печати”, она писала: “В переживаемый момент, когда более чем когда-либо нужно охранять духовные ценности человеческой культуры, необходимо всеми мерами развить уважение к слову и уяснить необходимость его свободы”.
Среди профессиональных библиотечных ценностей Л.Б. Хавкина выделяла прежде всего идеалы, выражающие высшую цель деятельности. В названной ранее ее книге специальный раздел посвящен библиотечным идеалам и их осуществлению. Она считала, что наиболее выразительно библиотечные идеалы сформулированы американскими библиотековедами. Среди этих идеалов доступность библиотеки и содержащейся в ней информации (“библиотека должна сделать доступным каждый атом знаний, заключенный в книгах”); широкое использование документов (“нет ничего бесполезнее неиспользованной книги”, “смысл книги в том, чтобы ее читали”); предоставление книг, информации, удобств для читателей библиотеки (“все - для читателей”). Формулируя особенности современной библиотеки, Л.Б. Хавкина писала: “В отличие от библиотек древних и средневековых, задачей которых было только накопление и хранение книг, новая библиотека... своею целью поставила использование книг, а в настоящее время простирает свою задачу еще дальше и сама идет к читателям, которые к ней не пришли”. (Руководство для небольших и средних библиотек.- Изд. 6.- М.- Л., 1930.- С. 20). По ее мнению, библиотечная работа не только следует определенным ценностям, но и сама творит социальную ценность ( - там же, с. 397).
        В 30-40-е гг. о некоторых ценностях культуры, особенно свободе слова, Л.Б. Хавкина по известным причинам не могла писать и говорить. Однако сегодня ее взгляды представляют ценность для профессионалов. Анализируя высказывания Л.Б. Хавкиной относительно профессиональных ценностей библиотекарей и сравнивая их с позицией российских библиотековедов, можно придти к выводу: библиотекари России вновь возвращаются в мировое профессиональное сообщество.
Hosted by uCoz