ФОКЕЕВ В.А. 
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ 
БИБЛИОТЕКАРЯ-БИБЛИОГРАФА
(В СВЯЗИ С ПОЗИЦИЯМИ Л.Б. ХАВКИНОЙ И Н.К. КРУПСКОЙ)

        Проблема профессионального мировоззрения библиотекаря и библиографа стала чрезвычайно актуальной, когда начался процесс деидеологизации библиотечного дела и библиографии. И не случайно в поисках путей разрешения проблемы мы обращаемся к трудам классиков бибилотековедения и библиографоведения.
        Одно из основных положений професионального мировоззрения, безусловных для Л.Б. Хавкиной и других библиотековедов начала XX в. - это постулат о том, что подбор книг должен быть беспартийным. Как известно, этот сугубо профессиональный, с нашей точки зрения подход, критиковала Н.К. Крупская, утверждавшая, что “это еще возможно в области точных наук, естествознания и пр., но является чистейшей фикцией, когда дело касается общественных наук” (Крупская Н.К. О библиотечном деле. -Т.1. -М.,1980.-С.33). При этом она опиралась на известное ленинское высказывание: “Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя” (Ленин В.И. Полн.собр, соч. -Т.12.-С.99-105).
Долгие годы это утверждение воспринималось как аксиома. Но так ли оно логически безупречно? Фактически  данное суждение  означает принципиальную невозможность объективного отражения социальных явлений, их познания, а следовательно и самого существования обществоведения как науки, т.е. является проявлением агностицизма. Не отрицая известной детерминированности знания о мире в  каждый период развития, научное сообщество в целом исходит из тезиса о познаваемости реальности, возможности формирования  и представления, в том числе библиотечно-библиографи-ческими средствами, научной картины мира.
        От какого общества “зависит” библиотекарь-библиограф? Если от общества в целом, всего населения, то логично предположить, что он обязан учитывать в своей работе интересы, потребности всех социальных страт, групп населения, т.е. как раз его “подбор книг должен быть беспартийным”. Если же речь идет о  ближайшем  сообществе, куда входит и от которого “зависит” библиотекарь-библиограф, то это сообщество людей, производящих, распространяющих и потребляющих информацию. Библиотечно-библиографи-ческое сообщество занимает особое место и функции в разделении труда, в структуре духовного производства, “четвертой власти”, имеет свое собственное “партийное”кредо: свобода производства и распространения фиксированного знания, когнитивно-информаци-онного отражения действительности без регламентаций “сверху”, общения посредством библиотечно-библиотграфической информации; свобода предоставления каждому человеку  возможности обес-печения его конституционного права на информацию, социальную самоориентацию и самодетерминацию.
        Возможен ли “беспартийный подбор книг”, осуществимо ли профессиональное библиотечно-библиографическое кредо - ядро профессионального мировоззрения? Опыт развития мировой библиотечно-библиографической системы дает основания для утвер-ждения: да, возможен, когда в информационный процесс не вмешиваются тоталитарные режимы, авторитарные органы социального управления. Как писатель, художник отражают мир в художественных образах, так и библиограф отражает мир книг на библиографическом языке. Соответствие отражения реальности проверяется практикой, корректируется, оценивается общественным мнением, развивается, дополняется. На пути реализации “кредо” библиотечно-библиографического сообщества стоят многочисленные барьеры - психологические, этические, экономические, юридические. Но в их преодолении и заключается профессиональное мастерство библиотекарей-библиографов.
Специалисты в области библиотечного дела и библиографии вырабатывают и реализуют на  практике профессиональные методы, позволяющие  сообществу в целом преодолевать и “клас-совую ограниченность”, предвзятость, “зависимость от денежного мешка”, и в  полной мере удовлетворять все многообразие потребностей и интересов.
tushkan.net
Hosted by uCoz