CТАХЕВИЧ А.М.
 ВОЗВРАЩЕНИЕ  К  Л.Б. ХАВКИНОЙ

          Юбилей выдающейся личности часто хороший повод  для  того,  чтобы поговорить о насущных проблемах той области деятельности, которая объединяет всех с юбиляром - Любовью Борисовной Хавкиной - Гамбургер.        
          Феномен Л.Б. Хавкиной можно объяснить так: одаренный и влюбленный в свое дело человек, она одна из первых в  России  смогла достаточно полно и интересно рассказать о Библиотеке в различных ее проявлениях. 
          Л.Б. Хавкиной удалось достаточно быстро усвоить следующую простую истину: библиотеку надо исследовать как живой организм, относиться к ней, как к очень дорогому человеку. Тогда откроются многие тайны и возможности профессии.                                                  
          Восхищение и любовь к Библиотеке, высказанные в многочисленных книгах (прежде  всего  такой, как "Библиотеки, их организация и техника"), статьях, лекциях, поступках - пример достойный подражания,  но  посильный только для большого таланта.                                  
          Возможность свободно обсуждать многочисленные проблемы профессии объективно возвращает нас к деятельности Л.Б. Хавкиной и ее времени.                                                                
          В написанном Л.Б.Хавкиной до 20-х гг. кровавого ХХ столетия не может не впечатлять незамутненность ее сознания разного рода  "измами" (марксизмом, большевизмом) при исследовании жизнедеятельности библиотеки.                                                                   
          В своей уникальной просветительской деятельности она на многочисленных примерах, взятых из отечественной и зарубежной практики, убедительно показала неограниченные возможности библиотечной деятельности и то, чем в результате может быть или может стать библиотека для читателей и общества. При этом она сознательно оставила за учредителем, попечительским советом, самой библиотекой решение главного вопроса: какой необходимо быть или какой должна стать библиотека, чтобы соответствовать времени. Ее генное чувство меры и такта в отношениях с коллегами  тогда было нормальным явлением для российской интеллигенции. 
Молодая Хавкина счастливо избежала того, чем грешат сегодня многие из нас: превращать открытие (новое знание, новую информацию) в правило, норму, догму. Она, видимо, по наитию понимала, что это будет сдерживать  развитие живого  библиотечного организма; что то, что хорошо для одной библиотеки, может  быть плохо или неэффективно для другой. 
        Может быть, поэтому работа государства по   формированию и жизнеобеспечению библиотек - методических   центров  задержала на многие  десятилетия  развитие  тысяч российских  и нероссийских  библиотек, но прежде всего развитие и совершенствование самих  этих научно-методических центров. Зуд методического руководства  - разновидность монополии на истину - до сих пор не изжит и медленно, но верно губит нас.
        Написанные ею в 1924 г. "Тезисы к докладу "Научная разработка вопросов библиотековедения" актуальны до сих пор и ждут своего исследователя.                                         
        Большой талант, как ребенок, зависим от многих и от многого.   Л.Б. Хавкина здесь не исключение. Наверняка она могла бы сделать больше, но большевистские "правила игры" сделали свое дело: она не смогла реализовать свой талант в полной мере. После смерти  ее  постарались быстро забыть, а если и вспоминали, то больше для полемики "..со взглядами буржуазных библиотековедов". Заброшенность ее могилы сегодня свидетельствует не столько о скудости средств у нашей культуры, сколько об особенностях нашей памяти и души.                                   
        Возвращение к Л.Б. Хавкиной накануне ХХI в. - это прежде всего  возвращение к прогрессивным тенденциям отечественного библиотековедения начала ХХ в., под которыми мы понимаем следующие:                   
     1. Знать предмет исследования изнутри и потому своевременно предвидеть основные тенденции его развития.
    2. Привлекать для большей доказательности своей позиции фактический материал  из  жизни не одной-двух местных библиотек,  а многих отечественных и зарубежных библиотек; иначе говоря,  мыслить планетарно, не ограничиваясь опытом работы библиотек одного региона. 
      3. Не поучать, а просвещать, популяризировать то лучшее, что есть в мировом библиотечном сообществе, находя в нем ответы на наши любимые  вопросы: "кто виноват?" и "что делать?". 
     4. Увлекать написанным,  увеличивая тем самым число сторонников и  поклонников библиотечной профессии. 
     5. Не  бояться пересматривать свои взгляды и убеждения,  если они противоречат новым фактам жизни: увы, лучше быть ренегатом, чем догматиком, слепо и неистово отстаивающим кем-то возведенный в ранг непреложной истины абсурд.
Hosted by uCoz