АБРАМОВ К.И.,
Л.Б. ХАВКИНА И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ 
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В РОССИИ

        Современный период развития теории и практики библиотечного дела в России требует серьезного анализа и переосмысливания достижений и недостатков библиотечного строительства в XX в. Это столетие было насыщено глубокими социальными потрясениями и преобразованиями и имело огромное значение для организации российской системы библиотечного обслуживания населения, для становления библиотековедения как важной социальной науки. Весомый вклад в их развитие был внесен Л.Б. Хавкиной, выдающимся библиотечным деятелем XX в., горячей сторонницей самых действенных и широких демократических преобразований общественного использования книжных богатств. Ее заслуги в этой области еще недостаточно выявлены и оценены в истории отечественного библиотечного дела и нуждаются в монографическом исследовании.
        Вся научная, педагогическая и общественная жизнь Л.Б. Хавкиной длительные годы была посвящена библиотечному делу и библиотековедению, раскрытию и изучению законов, закономерностей и принципов многообразного процесса использования книжных богатств обществом. По ее инициативе было проведено немало начинаний, оставивших заметный след в библиотечном деле и библиотековедении России. Это и организация первых библиотечных курсов и Русского библиотечного общества; издание получивших известность в России и за рубежом пособий: “Библиотеки, их организация и техника: руководство по библиотековедению”, “Руководство для небольших библиотек” и др., по которым обучались тысячи будущих библиотечных работников; создание первого в стране научно-исследовательского института библиотековедения, монографии “Сводные каталоги” и др., которые снискали ей широкую известность в международном библиотековедении.
        Немало было сделано Л.Б. Хавкиной для изучения и пропаганды в России зарубежного библиотечного опыта, организации педагогической и научно-исследовательской работы в области библиотековедения и библиографии, объединения и взаимодействия библиотек. Многие идеи Л.Б. Хавкиной перекликаются с злободневными проблемами современного библиотечного строительства, помогают правильно определить перспективы его развития.
        В отечественном библиотековедении Л.Б. Хавкина неоднократно подвергалась критике и упрекам за недостаточное знакомство с теорией и практикой постановки библиотечного дела в советской России. Многие из этих критических замечаний не имели достаточных научных обоснований и понимаются иначе в свете современных событий библиотечной жизни. Л.Б. Хавкину отличала “влюбленность” в библиотечное дело, глубокое знание научных основ его постановки в стране и за рубежом, широкого массива отечественной и иностранной библиотечной литературы.
        В значительной степени критика Л.Б. Хавкиной была вызвана ее принадлежностью к “старой школе” библиотековедения, нелицеприятной критикой и неприятием так называемых “новшеств” социалистического библиотековедения, как тотальная библиотечная цензура, закрытие библиотечных ассоциаций, обществ и объединений, стеснение и запрещение частной инициативы в библиотечном деле и др. Многие современники знали Л.Б. Хавкину как непримиримую защитницу самых широких демократических преобразований в библиотечном деле, сторонницу радикальных реформ в системе библиотечного обслуживания населения, организации взаимосвязи и взаимодействия библиотечных работников и др.
        Л.Б. Хавкина рассматривала библиотеку как важное социальное учреждение, призванное активно влиять на всестороннее и гармоническое развитие человека, на поднятие его культурно-техни-ческого уровня. “Библиотека - социальная сила”, центр “живого общения и сближения” читателей, “библиотека должна закладывать фундамент общественной культуры”, - писала она. Главнейшими задачами библиотек она считала “культурно-общественное воспитание масс, подготовка нации для демократии”. По ее мнению, “библиотека и демократия” - тесно связанные и неразделимые понятия. Как всестороннее и широкое развитие библиотечного дела возможно только в развитом демократическом государстве, так и создание демократического общества невозможно без организации общественного использования книжных богатств, без привлечения к чтению все большего количества населения.
        Л.Б. Хавкина приветствовала все демократические преобразования, внесенные в библиотечное дело России первой и февральской революциями. В то же время в монографии “Книга и библиотека” она осудила октябрьский переворот за запрещение демократических свобод, нарушение прав человека, восстановление цензуры библиотечного дела и др. С большим гражданским мужеством в 1918 г. она писала, что все демократические преобразования в библиотечном деле этих двух революций были отменены большевиками, для которых ненавистнее всего оказались “свобода слова, свобода печати”. Она призывала библиотечных работников активно бороться против бескультурья и невежества, “борьбу оружием” заменить “культурной борьбой общественных сил и свободой мнений”, содействовать борьбе общества “за свободу слова и печати и за наше право быть свободными гражданами великой Российской республики”.
        Л.Б. Хавкина рассматривала культуру как фундамент жизни современного демократического государства, так как “силу и богатство народа составляет сумма знаний, которыми он располагает”. Путь к культуре она видела не только в ликвидации неграмотности и малограмотности населения, развитии народного просвещения и образования, но и в развитии общественного использования книжных богатств, в масштабах распространенности в обществе чтения. “Библиотека - могучий фактор культуры”, “культурный центр для того района, который она обслуживает”, “просветительное учреждение большой важности”, она должна, как уже говорилось, закладывать фундамент общечеловеческой культуры” для всего населения - эти слова Л.Б. Хавкиной приобретают особое значение в наши дни, когда кардинально пересматриваются задачи и функции современной библиотеки.
        В демократическом обществе библиотека должна рассматриваться как важный инструмент организации чтения народа, содействующий формированию новых читательских контингентов, в первую очередь среди детей и юношества, расширению начитанности и читательского кругозора, овладению культурой чтения, основами библиотечно-библиографических знаний. Она должна изучать читательские запросы и потребности, собирать мнения читателей и их отзывы на книжную продукцию, влиять на формирование издательских планов и т.д.
Л.Б. Хавкина и другие демократические библиотечные работники выступали против принципов партийности и классовости библиотечной работы, превращения библиотек “в орудие партийной борьбы”. Она всецело разделяла резолюции Русского библиотечного общества и Общества библиотековедения, принятые еще в марте 1917 г., провозглашавшие, что “общественная библиотека не должна превращаться в орудие той или иной партии. Библиотекарь может быть партийным, библиотека беспартийна”.
        Однако требования “надпартийности”, “надклассовости” библиотечного дела ничего общего не имели с лозунгами “аполи-тичности”, “объективизма” библиотек. По мнению Л.Б. Хавкиной, “библиотека должна энергично и систематично работать над гражданским и политическим просвещением народа”, подбирать для читателей литературу “по вопросам текущей политической жизни”, содействовать расширению запросов читателей по этим вопросам. Главной задачей библиотеки является знакомство читателей “с взглядами, требованиями и доводами всех партий”, чтобы они могли “сознательно сделать свой выбор”.
        Неправильным было бы считать, что Л.Б. Хавкина умаляла или отрицала роль государства в развитии библиотечного дела. Ее заявление о том, что “библиотечную политику отнюдь не следует отождествлять с политикой государственной” имело отношение к государствам, в которых правительство опутывало библиотечное дело всевозможными стеснениями и ограничениями, цензурным законодательством и т.п. В демократическом обществе государство всегда было инструментом, активно содействующим всестороннему развитию процесса организации общественных книжных богатств и других источников информации.
        Огромное значение Л.Б. Хавкина придавала участию самого общества в развитии библиотечного дела. Она приветствовала всякого рода частную и общественную инициативу, направленную в его поддержку: меценатство, открытие библиотек читательскими клубами и обществами, различными просветительными объединениями и организациями, кооперативами и т.п. Движущей силой этого общественного библиотечного движения она считала земские и городские думы и управы, как внеклассовые органы местного самоуправления, отражающие интересы всего народа.
        Много сделала Л.Б. Хавкина и для объединения библиотечной общественности, сосредоточения ее усилий на совершенствовании библиотечного дела. Будучи руководителем Русского библиотечного общества, она в короткий срок сумела распространить его влияние в стране. В поисках средств для развертывания его работы она неоднократно обращалась в Наркомпрос, но не получила поддержки. Она положительно оценила движение 20-30-х гг. за открытие  библиотечных ассоциаций и объединений, которые в середине 30-х гг. были запрещены. 
        Многое из того, о чем думала и мечтала Л.Б. Хавкина, получает практическое воплощение в современной практике библиотечного строительства России. Об этом свидетельствуют уже развернувшееся движение за создание библиотечных ассоциаций и объединений, организация Российской библиотечной ассоциации, которым предстоит, по примеру зарубежных стран, стать одной из важных движущих сил демократической перестройки библиотечного дела. Следует активно пропагандировать и поддерживать инициативу по созданию всевозможных читательских клубов и обществ, общественных объединений и фондов содействия развитию библиотек и других библиотечных начинаний общественности и частных лиц.
        Нуждается в серьезном улучшении и расширении научно-исследовательская работа в области библиотековедения и библиографии, развертывание издательской работы научных центров и библиотек, необходим выпуск новых библиотечных периодических изданий. Глубокая перестройка предстоит в действующей системе высшего и среднего библиотечного образования, одной из задач которой является не только укрепление действующих библиотечных факультетов и отделений, но и создание самостоятельных высших и средних учебных заведений.
Необходимо серьезное содействие улучшению всей постановки библиотечного дела России со стороны законодательных и исполнительных органов государства в центре и на местах. Периодически должны проводиться российские и региональные библиотечные съезды и совещания библиотечных работников. 

 
Hosted by uCoz