Куштанина Л.И.,
Осипова И.П.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ ТЕОРИИ 
И ПРАКТИКИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ 

       Прогресс в любой сфере научной и практической деятельности, включая профессиональную библиотечно-библиографическую, в значительной степени зависит от уровня ее информационного обеспечения.
        Состояние информационного обеспечения библиотечного дела (ИОБД) рассматривается по трем взаимосвязанным проблемным блокам: информационно-документальный поток (ИП), система информационного обслуживания (СИО), потребители и потребности.
Документально-информационный поток (ИП) по библиотечному делу отражает результаты научной, методической, практической, информационной деятельности. Традиционно его делят на две группы: первичные и вторичные источники  информации.
Всесторонний анализ содержания ИП, проведенный в 1990-1995 гг., позволяет обнаружить новые черты, отражающие процессы преобразования библиотечного дела. Изменилась структура ИП: почти полностью исчезли так называемые “методички”, как одно из следствий постепенного перехода к децентрализации управления культурой, устремления отдельных библиотек отойти от унификации работы. Уменьшился восходящий поток информации. 
        Заметно изменилась проблематика. Получают отражение в печати такие проблемы, как: ориентация библиотечного обслуживания на потребности ближайшего социального окружения и личные интересы читателей; принципы,  пути и  формы адаптации библиотек к условиям рыночной экономики; “паблик рилейшенз”; освоение концепции менеджмента и признание необходимости маркетинговых методов управления библиотекой, библиотечное самоуправление.
        Наиболее стабильной по номенклатуре и объему изданий оказалась профессиональная периодика.  Благодаря динамичности специальной периодике принадлежит ныне ведущая роль в обновлении профессионального сознания библиотекарей.
Информационный поток отражает возрастающий интерес к зарубежному опыту и изменения в подходах к его освещению
Вместе с тем  существенны лакуны в ИП. Они свидетельствуют о недостаточной разработанности ряда проблем, принципиальных для обновления библиотечного дела.
        Изменения в ИОБД коснулись справочно-информацион-ного обслуживания.  В основе лежит системный подход к его организации, что выражается в обоснованном размежевании сфер деятельности крупнейших библиотек (прежде всего, РГБ и ВГБИЛ) и развитие их взаимодействия. Наиболее значительным фактом, характеризующим новое качество партнерства РГБ и ВГБИЛ в ИОБД, является их совместная работа по созданию автоматизированной базы данных (АБД) отечественных и зарубежных публикаций.
Особое место в СИО занимает обзорно-аналитическая информация по библиотечному делу, в том числе зарубежному. С начала 90-х гг. информацию  о нем отличает разнообразие по проблематике и формам доведения материалов до потребителей. Появились солидные коллективные работы, аналитические обзоры, сборники рефератов, а также переводы книг авторитетных зарубежных профессиональных организаций и авторов.
        В помощь науке и практике в РГБ подготовлен первый выпуск ретроспективного научно-вспомогательного библиографического указателя “Библиотечное дело и библиография за рубежом. Литература на русском языке. 1990-1993”.
Новая черта ИОБД - значительное возрастание в последние годы значения устной коммуникации. Профессиональные встречи стали более деловыми, целенаправленными, дискуссионными по духу.
        Закономерен вопрос, достаточно ли широко используются создаваемые информационные ресурсы? Исходя из нынешнего состояния библиотечного дела можно утверждать, что потребность в информации велика. В реальной же жизни библиотечные работники - выразители объективных потребностей и их носители - в основной своей массе (не менее 2/3), как показывают результаты ряда НИР, не ощущают недостатка в информации для решения тех или иных проблем. Образовался разрыв, несовпадение объективных и реальных информационных потребностей.
        Невостребованность информационной продукции объясняется, по мнению исследователей, не столько незнакомством с ней потребителей или недоступностью тех или иных источников, сколько отсутствием у библиотек реальной заинтересованности в предлагаемой информации. Очевидно, что наиболее глубокие и трудно преодолимые причины непотребления информации носят социальный характер. Среди них:  отсутствие связей между качеством труда и его оплатой, низкий уровень информационной культуры общества и т. п. 
Помимо объективных причин, есть и зависящие от организаторов информационного процесса.
        В ИОБД далеко не в полной мере реализуются основополагающие принципы информационного обслуживания - оперативность и адекватность реальным информационным потребностям.  И если такие показатели эффективности, как оперативность не зависят от информационной службы, поскольку они определяются, как правило, полиграфической базой, финансированием, то добиться соответствия информационных материалов запросам определенных групп потребителей обязаны их авторы, составители, редакторы.
Для решения данной задачи открыто несколько путей. Один из них систематический сбор сведений о содержании реальных потребностей в информации. Такая работа (к сожалению, не систематически) проводится РГБ и путем специальных опросов, и установлением обратной связи с читателями определенных изданий.
        Для уточнения целевого и читательского назначения первичной и вторичной информации аналитического характера РГБ разработана классификация потребителей. Ее основной признак - функциональная  специализация библиотечных работников независимо от типа и вида библиотек, в которых они трудятся (руководители разного уровня, методисты, преподаватели специальных учебных заведений, системы повышения квалификации библиотечных работников и др.).
        Сфера ИОБД в 90-е гг. постепенно трансформируется, как само библиотечное дело и социальная практика  в целом. Такого рода динамика, хотя и позитивна, но не вполне адекватна  объективным потребностям развития отрасли и запросам отдельных групп специалистов. Предстоит преодолевать информационную пассивность  как в создании источников информации, так и в их использовании.
Уровень информационной активности библиотекарей (и как создателей информационных материалов, и как их потребителей) примерно тот же, что и в других сферах общественной практики. Истинная роль и ценность информации как средства укрепления жизненных  позиций, продвижения по ступенькам социальной лестницы, в том числе и в области профессиональной деятельности, по-настоящему лишь начинает осознаваться.
 
Hosted by uCoz