В.Т.Клапиюк
О ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ В БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИИ
(В связи с концепцией В.П.Леонова) 

       Актуальность   вопросов,   поставленных   и   решаемых   в  книге  В.П.Леонова   "Библиотечно-библиографические  процессы   в  системе  научных   коммуникаций"   (СПб.,1995),   заслуживает   пристального  внимания  библиотековедов,  прежде  всего  теоретиков библиотечного  дела.  Проблема  поиска  нового  пути  развития  библиотековедения,  направленного на всестороннее и  более глубокое опознание сущности, элементной и функциональной структуры библиотечной коммуникации,  ее  роли  и  значения  в  системе документных коммуникаций и метасистеме информационных  коммуникаций в  целом, давно  созрела в  мировом  библиотековедении.  Особенно  остро  проблема формирования  новой парадигмы     стоит    в     современном    отечественном  биб-лиотековедении.
       Неудовлетворенность    многих   исследователей  нынешним   состоянием   библиотечной   науки    обусловлена   ее  эмпирической ориентацией  на  решение  главным  образом прикладных  задач   библиотек страны, описательностью, преувеличением роли  социальной  среды  в  библиотечной  практике   и  библиотековедении  (вплоть до  абсолютизации классово-идеологического  и политического  факторов),     преклонением   перед   высказываниями   политических  деятелей по библиотечным  вопросам и  использованием их  в качестве  оснований   библиотечной теории, ограничением   методологии  библиотековедения    эмпирическими методами и слабым использованием методов теоретического исследования и др. До сих пор продолжаются дискуссии об объекте, предмете, методах и структуре  библиотековедения, классификации   библиотек   и   многих  других  вопросах,  которые уже  давно  должны  быть решены.
      Вывод из всего сказанного  один: наблюдается определенное    отставание теоретической  мысли  в библиотековедении  на фоне  общей тенденции  теоретизации науки. Теория библиотечного дела еще не  заняла своего  определяющего    места    в    структуре    научных    и    учебных библиотековедческих дисциплин. Ряд серьезных теоретических  исследований последних  десятилетий не  нашел должного  отражения в  вузовских  учебниках по общему курсу библиотековедения. Это отставание становится  все  заметнее  на  примере  известных         бесспорных   в   научном   плане   достижений     информатики    и  библиографоведения, а также  формирующейся  метатеории  дисциплин документно-коммуникационного цикпа и новой обще- профессиональной учебной дисциплины     "Социальные коммуникации", изучаемой  в лучших зарубежных   университетах  (под различными   названиями)  и  включенной теперь ( в урезанном виде) в госстандарт и учебный план  по   высшему   библиотечному  образованию.   Именно  теоретические общеобразовательные дисциплины обязаны       обеспечить фундаментальную подготовку специалистов и это   является  одним из основополагающих элементов в реформе высшего образования. Таковы в самом общем виде основные предпосылки новой парадигмы.
        Суть новой  парадигмы, ее  созидающий характер  В.П. Леонов видит  в   системном   исследовании  отечно-библиографических                   процессов (с.125) и поэтому называет ее "процессуальной”. Признавая  определенную  научную  достоверность,   новизну   и   эвристичность предложенной концепции парадигмы, необходимо уточнить ее, опираясь на опыт других наук, в том числе библиографоведения.
        Парадигма должна рассматриваться в тесной связи с другими характеристиками процесса библиотековедения: способами развития      парадигмы, (кумулятивный и революционный), этапом нормальной  науки, научной революции, ее темпами, теорией. Особое значение  имеет применение общих закономерностей научного познания и знания: обыденное-эмпирическое-теоретическое; чувственное-рациональное;  логическое-историческое; чувственно-конкретное-абстрактное-теоретически-конкретное.
        В одной книге невозможно рассмотреть все вопросы. Но вопрос об особой роли теории парадигма заслуживает большого внимания. Если новая парадигма предполагает признание большинством   библиотековедов  таких  научных достижений,  которые в течение определенного времени будут давать им модель постановки проблем   и их решений, то ясно, что такие знания могут появиться только в- результате появления новой теории,  приведшей к  революции в области  теоретических обобщений  и объяснений  собранного до  этого  опытного, эмпирического  материала. Без новой теории  нет и  не может  быть новой парадигмы.
        Нет единого, общего пути формирования новой парадигмы  исследования библиотечных и библиографических процессов,                              поскольку библиографические процессы изучаются собственной наукой,  пронизывают  все  документные   коммуникации  и степень системного исследования процессов в библиографоведении значительно  выше. С  начала 70-х  годов в  библиографической науке              успешно развивается новая  парадигма, основанная на документографической системно-деятельностной концепции. О.П.Коршунова  -  А.В.Соколова  и  их  научной  школы.  Сегодня  эта парадигма  занимает  господствующее  положение. Попытки раз- работать новые теоретические концепции библиографии(идеографическую, культурологическую, книговедческо-информационную,  семиотическую и  др.)  также  основываются  на системном  подходе. В  печати прошла широкая  дискуссия  о  перспективах  документографической  системно-деятельностной  теории  и  парадигмы  библиографии.  К  сожалению, эти и  другие  достижения  теоретического  библиографоведения   не  нашли необходимого отражения в книге. Поэтому основную задачу библиотековедения     относительно библиографических процессов следует уточнить  библиотековеды  могут  творчески  использовать имеющиеся теоретические и прикладные    разработки библиографоведения и   теоретической  информатики   в  области  системного исследования библиографической деятельности.
        Успешное   становление и развитие   новой парадигмы во   многом будет определяться методами исследования, зрелостью  библиотечной методологии. В.П. Леонов основным методом видит системный анализ, который в общей теории систем рассматривается как прикладной вариант системного подхода.  В целях создания  целостной  теории библиотечного  дела  целесообразнее  применить  системный  подход, включающий   системно-элементный, системно-функциональный, системно-исторический и системно-коммуникационный   методы.   Но  главное заключается в том, что системный подход более эффективен в органичном единстве   деятельностным   подходом    и   методом восхождения от  абстрактного к конкретному. Особая  роль последнего определяется тем, что только    на его основе можно  познать глубинную сущность.   закономерности   и   внутреннюю   природу   библиотечной коммуникации. Другие   методы   также    найдут   соответствующее применение.
        Из   всего   сказанного   выше   вытекает   один самый   общий   вывод:  суть новой   парадигмы в  библиотековедении    заключается в     том, что библиотечное дело (библиотечная деятельность) как       документная  коммуникация будет исследоваться и пониматься как целостное и в то же время глубоко дифференцированное и конкретно-историческо обусловленное системное образование и специфическая область  человеческой деятельности.
Hosted by uCoz