В.Т.Клапиюк
|
(В связи с концепцией В.П.Леонова) |
Актуальность вопросов, поставленных и решаемых в книге В.П.Леонова "Библиотечно-библиографические процессы в системе научных коммуникаций" (СПб.,1995), заслуживает пристального внимания библиотековедов, прежде всего теоретиков библиотечного дела. Проблема поиска нового пути развития библиотековедения, направленного на всестороннее и более глубокое опознание сущности, элементной и функциональной структуры библиотечной коммуникации, ее роли и значения в системе документных коммуникаций и метасистеме информационных коммуникаций в целом, давно созрела в мировом библиотековедении. Особенно остро проблема формирования новой парадигмы стоит в современном отечественном биб-лиотековедении. Неудовлетворенность многих исследователей нынешним состоянием библиотечной науки обусловлена ее эмпирической ориентацией на решение главным образом прикладных задач библиотек страны, описательностью, преувеличением роли социальной среды в библиотечной практике и библиотековедении (вплоть до абсолютизации классово-идеологического и политического факторов), преклонением перед высказываниями политических деятелей по библиотечным вопросам и использованием их в качестве оснований библиотечной теории, ограничением методологии библиотековедения эмпирическими методами и слабым использованием методов теоретического исследования и др. До сих пор продолжаются дискуссии об объекте, предмете, методах и структуре библиотековедения, классификации библиотек и многих других вопросах, которые уже давно должны быть решены. Вывод из всего сказанного один: наблюдается определенное отставание теоретической мысли в библиотековедении на фоне общей тенденции теоретизации науки. Теория библиотечного дела еще не заняла своего определяющего места в структуре научных и учебных библиотековедческих дисциплин. Ряд серьезных теоретических исследований последних десятилетий не нашел должного отражения в вузовских учебниках по общему курсу библиотековедения. Это отставание становится все заметнее на примере известных бесспорных в научном плане достижений информатики и библиографоведения, а также формирующейся метатеории дисциплин документно-коммуникационного цикпа и новой обще- профессиональной учебной дисциплины "Социальные коммуникации", изучаемой в лучших зарубежных университетах (под различными названиями) и включенной теперь ( в урезанном виде) в госстандарт и учебный план по высшему библиотечному образованию. Именно теоретические общеобразовательные дисциплины обязаны обеспечить фундаментальную подготовку специалистов и это является одним из основополагающих элементов в реформе высшего образования. Таковы в самом общем виде основные предпосылки новой парадигмы. Суть новой парадигмы, ее созидающий характер В.П. Леонов видит в системном исследовании отечно-библиографических процессов (с.125) и поэтому называет ее "процессуальной”. Признавая определенную научную достоверность, новизну и эвристичность предложенной концепции парадигмы, необходимо уточнить ее, опираясь на опыт других наук, в том числе библиографоведения. Парадигма должна рассматриваться в тесной связи с другими характеристиками процесса библиотековедения: способами развития парадигмы, (кумулятивный и революционный), этапом нормальной науки, научной революции, ее темпами, теорией. Особое значение имеет применение общих закономерностей научного познания и знания: обыденное-эмпирическое-теоретическое; чувственное-рациональное; логическое-историческое; чувственно-конкретное-абстрактное-теоретически-конкретное. В одной книге невозможно рассмотреть все вопросы. Но вопрос об особой роли теории парадигма заслуживает большого внимания. Если новая парадигма предполагает признание большинством библиотековедов таких научных достижений, которые в течение определенного времени будут давать им модель постановки проблем и их решений, то ясно, что такие знания могут появиться только в- результате появления новой теории, приведшей к революции в области теоретических обобщений и объяснений собранного до этого опытного, эмпирического материала. Без новой теории нет и не может быть новой парадигмы. Нет единого, общего пути формирования новой парадигмы исследования библиотечных и библиографических процессов, поскольку библиографические процессы изучаются собственной наукой, пронизывают все документные коммуникации и степень системного исследования процессов в библиографоведении значительно выше. С начала 70-х годов в библиографической науке успешно развивается новая парадигма, основанная на документографической системно-деятельностной концепции. О.П.Коршунова - А.В.Соколова и их научной школы. Сегодня эта парадигма занимает господствующее положение. Попытки раз- работать новые теоретические концепции библиографии(идеографическую, культурологическую, книговедческо-информационную, семиотическую и др.) также основываются на системном подходе. В печати прошла широкая дискуссия о перспективах документографической системно-деятельностной теории и парадигмы библиографии. К сожалению, эти и другие достижения теоретического библиографоведения не нашли необходимого отражения в книге. Поэтому основную задачу библиотековедения относительно библиографических процессов следует уточнить библиотековеды могут творчески использовать имеющиеся теоретические и прикладные разработки библиографоведения и теоретической информатики в области системного исследования библиографической деятельности. Успешное становление и развитие новой парадигмы во многом будет определяться методами исследования, зрелостью библиотечной методологии. В.П. Леонов основным методом видит системный анализ, который в общей теории систем рассматривается как прикладной вариант системного подхода. В целях создания целостной теории библиотечного дела целесообразнее применить системный подход, включающий системно-элементный, системно-функциональный, системно-исторический и системно-коммуникационный методы. Но главное заключается в том, что системный подход более эффективен в органичном единстве деятельностным подходом и методом восхождения от абстрактного к конкретному. Особая роль последнего определяется тем, что только на его основе можно познать глубинную сущность. закономерности и внутреннюю природу библиотечной коммуникации. Другие методы также найдут соответствующее применение. Из всего сказанного выше вытекает один самый общий вывод: суть новой парадигмы в библиотековедении заключается в том, что библиотечное дело (библиотечная деятельность) как документная коммуникация будет исследоваться и пониматься как целостное и в то же время глубоко дифференцированное и конкретно-историческо обусловленное системное образование и специфическая область человеческой деятельности. |