ТЕРЕШИН В.И.,
ЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
 БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ

       Личная (домашняя, семейная) библиотека в современный период стала одним из ведущих информационных источников человека. Интерес к ней в обществе непрерывно возрастает. Однако научная разработка проблем формирования, функционирования личных библиотек, их значимости, изучения истории и перспектив развития находится на низком уровне. 
Отдельные публикации, посвященные личным библиотекам, принадлежат преимущественно библиофилам, книголюбам, крайне редко к ним обращаются представители книговедения, библиографоведения, библиотековедения и т. п.
        По существу, личная библиотека не стала объектом какой-либо науки. Изучение и отражение в печати личных библиотек поставлено стихийно.
        Нам представляется, что личная библиотека должна быть объектом библиотековедения, которое ныне сосредоточено лишь на изучении библиотек общественного пользования. Решение о введении личной библиотеки в систему библиотековедения имеет  все  основания. Во-первых,  основные характеристики личной библиотеки близки общественным библиотекам. Комплексное исследование всех библиотек, функционирующих в обществе, будет способствовать развитию сравнительного анализа и обогащению нашей науки. Во-вторых, личная библиотека для любого человека является первой ступенью, ведущей его в общественные, наиболее насыщенные нужной информацией библиотеки. Эта функция “вводной” библиотеки делает ее неотъемлемой частью всей библиотечной системы и соответственно объектом науки библиотековедения. В-третьих, в современный период четко проявилась тенденция к превращению отдельных личных библиотек в библиотеки общественного пользования (преимущественно на коммерческой основе), благодаря чему формируется генетическое единство всех элементов единой библиотечной системы как общего объекта библиотековедения. Иными словами, личная библиотека и здесь является составной частью библиотечной системы общества и библиотековедения как науки.
        В рамках библиотековедения личную библиотеку целесообразно выделить в качестве особого типа библиотечного учреждения, обладающего информационными, культурными и  образовательными функциями, которые  дифференцируются в зависимости от личности ее владельца и влияния на нее различных внешних и внутренних факторов. Острым становится выявление сути этой библиотеки, обладающей не только библиотечными характеристиками, но и свойствами личного архива, музея, видеотеки, фильмотеки. Требуется определить,   какое отношение к личной библиотеке имеет четырехэлементная структура согласно концепции Ю.Н. Столярова, изучить закономерности, тенденции развития личной библиотеки как вводной в систему общественных библиотек, взаимодействия с ними. Особое направление составит традиционное для библиотековедения выявление специфических характеристик технологии создания личной библиотеки, формирования ее документального фонда, его аналитико-синтетической  обработки, хранения, использования, а также создания личной библиографии по интересующим владельца личной библиотеки темам, определение комплекса технических и компьютерных средств в личной библиотеке  и т.д.
        Важной, на наш взгляд, является и разработка перспектив развития личных библиотек в связи с формированием автоматизированных систем дистанционного доступа их владельцев в фонды общественных библиотек и других информационных учреждений в целях поиска и получения необходимой информации. Острым и по существу неисследованным представляется аспект создания в помещении расположения личной библиотеки (в доме, квартире) здоровой, безопасной библиотечной экологии, исключения негативного влияния документного фонда на физическое здоровье владельца личной библиотеки и его семьи. Многое в этом плане может быть использовано из общей теории и практики организации хранения фондов общественных библиотек, библиотечной гигиены.
        Особого внимания заслуживает изучение личных собраний в фондах общественных библиотек, музеев, архивов. Остро ныне ощущается и потребность в полном представлении всего информационного  потенциала публикаций и неопубликованных материалов о личных библиотеках. Считаем, что тема личных библиотек должна быть включена в тематику диссертационных работ по специальности 05.25.03. “Библиотековедение и библиографоведение”. Она призвана войти во все разделы библиотековедческих учебных дисциплин в системе профессионального библиотечного образования всех уровней, в сборники научных работ. Более того, в связи с тем, что сеть личных библиотек получает широкое развитие, а создание их ныне начинается человеком с первых лет овладения знаниями, целесообразно ввести в общеобразовательных школах библиотечный всеобуч, учебную дисциплину “Формирование личной библиотеки”. Ныне ощущается потребность в создании системы учебно-методических пособий по методике  ведения личной библиотеки  на основе научных данных, полученных в процессе библиотековедческих исследований, о чем говорилось выше, создания единого учебника, монографии. Каждый владелец личной библиотеки является ее библиотекарем и пользователем и, естественно, он должен иметь основы библиотечно-библиографической грамотности, более того, быть профессионалом в области библиотечного дела и ведения личного библиотечного хозяйства как части библиотечной системы общества. 

 

Hosted by uCoz