М.Я. Дворкина,
доктор педагогических наук,
профессор


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

Если перефразировать известную пословицу, то можно сказать: какова у человека система ценностей, таков и он. Однако наличие системы ценностей характерно не только для отдельного человека, но и для группы людей, в том числе профессиональной. Можно предположить, что и у библиотекарей тоже имеется своя система ценностей. Но эту сторону профессионального библиотечного сознания исследователи как-то обошли стороной. Цель данной статьи - привлечь к этой проблеме внимание специалистов, дать характеристику важнейших ценностей библиотечного дела.

Что такое ценность? Сравнивая определения понятия "ценность" в разных источниках, убеждаемся в том, что это понятие рассматривается в них с разных точек зрения.

Философский словарь (М., 1991. С. 512) дает дефиницию ценностей как специфически социальных определений объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Подчеркивается, что ценность не является свойством предмета или явления, не присуща от природы, а отражает то, что они стали объектом интереса человека.

В книге С.Ф. Анисимова (1) разъясняется, что связь между предметом и субъектом деятельности, характеризующая значение первого для второго, есть ценностное отношение, и что понятие ценности отражает не столько сам факт возникновения ценностного отношения между предметом и потребностью в нем, сколько определенное качество этого отношения, которое и фиксируется в сознании в виде суждения об этом качестве - оценки. Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования определяет существование разных оценок: то, что для одного имеет большую ценность, для другого - малую или вообще никакой. Ценность с философской точки зрения изучается специальной дисциплиной - аксиологией. Этика под ценностью понимает:

1) нравственное значение достоинство личности (группы лиц, коллектива), ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов;

2) ценностные представления относящиеся к области морального сознания - моральные нормы принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. (2)

В лекциях по этике Ю.А. Шрейдера ценность определяется как характеристика сравнительного достоинства того или иного блага. (3)

В социологии ценности рассматриваются прежде всего как функции социально-нормативных регуляторов общественной жизни и поведения людей. (4) Ценности выступают как:

а) желательное, предпочтительное для данного социального субъекта состояние социальных связей, содержания идей..,

б) критерий оценки реальных явлений,

в) определяют смысл целенаправленной деятельности,

г) регулируют социальные взаимодействия,

д) внутренне побуждают к деятельности. (5)

В психологической науке приняты три формы существования ценностей:

а) как общественный идеал,

б) в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов,

в) как социальные ценности, которые, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей.

Представленная выше характеристика понятия "ценность" может быть использована для анализа профессиональных библиотечных ценностей.

Прежде всего поставим вопрос о том? действительно ли существуют специфические профессиональные библиотечные ценности или в библиотеке мы имеем дело только с общечеловеческими ценностями, а также ценностями, характерными для конкретного социума? На первый взгляд, верно последнее. Однако более глубокий анализ позволяет сделать вывод о наличии профессиональных библиотечных ценностей.

В библиотеке всегда ценилась и ценится книга. Конечно, книга как ценность  воспринимается не только библиотечными работниками, ее высокий статус имеет основу в социуме, однако в библиотеке на базе этого статуса и того обстоятельства, что в ней находится организованное собрание книг, возник специфически профессиональный ценностный объект - библиотечный фонд - и связанная с ценностным отношением библиотекарей к фонду норма - сохранность библиотечного фонда. Для библиотечного работника библиотечный фонд и сохранность библиотечного фонда выступают как безусловные профессиональные ценности. Таким образом, библиотечные ценности формируются на основе ценностного отношения библиотекарей как определенной социальной группы к объектам библиотечной деятельности, функциям библиотеки, задаваемым обществом.

Факт наличия профессиональных ценностей позволяет поставить второй вопрос: каковы эти ценности?

Исходя из приведенных выше определений понятия "ценность" в качестве объектов ценностного отношения могут выступать идеалы (например, идеал современного библиотечного сообщества - свободный доступ к информации в библиотеке); произведения материальной и духовной культуры (таковыми в библиотеке являются документы, здание, архитектурно-планировочное решение помещений, оборудование, технические средства); социально-профессиональные нормы, в том числе моральные, предписывающие определенное отношение к документам, материально-технической базе библиотеки, процессам, явлениям, событиям библиотечной жизни, читателям (например, правила пользования библиотекой) и фиксирующие уровень профессионализма, характера взаимоотношений библиотекарей между собой, библиотеки с другими социальными институтами. В известной степени круг объектов ценностного отношения библиотечного сообщества укладывается в структуру четырехэлементной системы "библиотека", предложенной Ю.Н. Столяровым, в которой обозначены документ, абонент, библиотекарь, материально-техническая база и связи между ними.

Названные объекты ценностного отношения библиотекарей как социально-профессиональной группы являются таковыми потому, что они отвечают потребностям и интересам данной группы и того общества, которому служат.

Любые профессиональные ценности (в том числе библиотечные) удовлетворяют одну из важнейших потребностей профессионального сообщества - потребность в консолидации для решения профессиональных задач. Большая роль в выполнении этой потребности принадлежит идеалам, выступающим как эталон должного, как главный оценочный критерий, выражающий высшую цель деятельности.

Идеалы, так же, как и многие  другие профессиональные ценности, сформировались в профессиональном сознании задолго до того, как они были в той или иной степени зафиксированы в каких-либо документах. Современные идеалы нашли выражение в документах Международной Федерации библиотечных ассоциаций, Американской библиотечной ассоциации, в законах (например, в Законе о библиотечном деле РФ). Так, Федеральный Российский закон о библиотечном деле в преамбуле фиксирует следующий современный идеал библиотечной деятельности: обеспечение "права человека, объединений граждан, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, культурную, научную и образовательную деятельность".

В приведенном тексте возводится в ранг ценности - цели обязанность библиотеки и библиотекаря обеспечивать право человека и других социальных субъектов на свободный доступ к информации и др. Тем самым и библиотеке придается более высокое ценностное значение (статус). Представлены в качестве ценностей такие явления, как информация, культура, образование, наука, право, свободное духовное развитие. Так мир профессиональных ценностей, который фиксируется в следующих разделах закона (библиотечные фонды как культурное достояние народов Российской Федерации, библиотеки как часть национального культурного достояния РФ, пользователи библиотек и  др. ) ,вводится в широкий контекст социальных ценностей.

Большую роль в выполнении библиотекой своих функций, упорядочении отношений между библиотекарями и пользователями библиотек и т.п. играют такие ценности, как социально-профессиональные нормы, которые либо закреплены в положениях и инструктивных материалах библиотек, либо существуют в виде традиции в профессиональном сознании. К таким ценностям относятся нормы, фиксирующие ценностные отношения библиотекарей к книге, библиотечному фонду (обеспечение сохранности библиотечного фонда); к пользователю - удовлетворение их запросов (потребностей). В профессиональном сознании существует определенное ценностное отношение к компетентности библиотекарей, к отдельным видам библиотечной деятельности (например, высоко ценится систематизация документов, из видов обслуживания наиболее котируется справочное), элементам материально-технического оснащения (так, сегодня в России наиболее высоко оцениваются системы "ЛИБЕР" и "ТИН-ЛИБ" по сравнению с другими, внедряемыми при автоматизации библиотечных процессов).

В приведенных примерах в сущности отражены ценностные отношения  профессионалов библиотечного дела к основным элементам системы "библиотека": библиотечному фонду, пользователям, библиотекарям и материально-технической базе.

В библиотеке широко применяются оценки по отношению к документам: в процессе формирования фондов (отбор при комплектовании, исключении из фонда, выделении изданий для фонда открытого доступа), библиографировании (отбор при подготовке библиографических указателей, списков и др), обслуживании (отбор материалов при организации выставок, устных библиографических обзоров, викторин, вечеров, других мероприятий, выбор документов для зоны актуального, массового спроса, для рекомендации и т.п.). В данной статье не рассматривается вопрос о критериях оценки документов, потому что они задаются не профессиональными ценностями, а ценностями данного социума или общечеловеческими ценностями. Так, признание произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого или Ф.М. Достоевского шедеврами русской литературы определяется не библиотеками, а литературоведами, критиками вне библиотек, а последние действуют уже исходя из сложившихся в обществе оценок.

Некоторые особенности профессионального поведения освящены традицией  (исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение идеи, вкусы, обычаи, порядки, правила). (6) Традиционно, например, библиотекари считали себя просветителями, а библиотеки бесплатными учреждениями. Традиции имеются и в каждой библиотеке.

Таким образом, в иерархии ценностей, характерных для профессионального сознания библиотекарей, можно выделить группу, которая отражает включенность ценностей библиотечного дела в структуру общечеловеческих ценностей или ценностей данного социума (нравственные ценности, знание, информация, культура, наука, образование, книга, искусство, эстетические ценности и др.) и группу профессиональных ценностей: идеалов, традиций, функциональных и статусных норм.

Если общечеловеческие ценности и ценности данного социума формируются у человека в семье, школе, в процессе стихийной социализации, то профессиональные ценности формируются в библиотечной среде, в ходе профессиональной деятельности и соответствующего образования. При выполнении этой деятельности ценностное отношение к ее субъектам, объектам, средствам, процессам, условиям, результатам является основой для выработки ценностных установок. Последние являются как бы предваряющей программой деятельности. Осознание ценностных установок (мотивация деятельности) позволяет библиотекарю соотносить конкретные ситуации, в которых он действует, с системой ценностей.

Такое соотнесение необходимо прежде всего потому, что в ходе деятельности могут возникать противоречия между общечеловеческими ценностями, ценностями данного социума и профессиональными. Рассмотрим следующий пример. Библиотекарь выдал пользователю книгу из  читального зала. Он руководствовался тем, что абоненту очень нужна книга, что в читальном зале имеется еще один экземпляр книги на случай, если она понадобится другому читателю. Библиотекарь здесь следовал, с одной стороны, общечеловеческим ценностям (делать добро), с другой стороны, такой профессиональной ценностью, вытекающей из общечеловеческой, как "удовлетворение запросов читателей". Однако его действия вступили в противоречие с другой профессиональной ценностью, предписывающей сохранность библиотечного фонда (как известно, в читальном зале собирается наиболее ценная часть фонда, а читатель может книгу не возвратить). В гораздо более сложной и даже драматической ситуации оказывался библиотекарь, когда ценностные нормы тоталитарного государства предписывали ему не давать читателю книгу, а профессиональные ценности требовали удовлетворять запрос читателя. В этих и других случаях выбор между ценностями остается за библиотекарем.

В ходе исторического развития фундаментальные профессиональные ценности, связанные с выполнением библиотекой своих основных функций - хранение и обслуживание - принципиально не менялись, претерпевали изменения только их соотношения в профессиональном сознании. Так, сохранность библиотечного фонда в средневековых библиотеках была важнейшей ценностью, подчиняющей себе такую ценность, как удовлетворение запросов пользователя. В современных библиотеках роль последней возрастает, поскольку в обществе все большую значимость приобретает признание прав личности на информацию. В тоталитарных государствах значение  ценности, связанной с выполнением запросов, снижается из-за контроля за чтением (на примере советского общества это показано в статье В.П. Чудиновой (3). Соотношение между ценностями сохранности фонда и удовлетворения запросов читателей зависит от типа библиотеки: в национальных библиотеках выше значимость первой, в массовых - второй.

Что касается ценностей-идеалов, то они существенно изменялись пд влиянием социально-экономических и культурных факторов. Так идеал библиотеки-сокровищницы сменился идеалом библиотеки-про-светительницы, который в настоящее время преобразовался в идеал открытой библиотеки, обеспечивающей право граждан на свободный доступ к информации; не вызывающая сомнения в ХYII-ХYIII вв. платность библиотечного обслуживания сменилась признанием в конце Х1Х в. бесплатности обслуживания как ценности; сегодня от этой ценности многие библиотеки отходят. С изменением условий функционирования библиотек в профессиональном сознании появляются новые ценности (например, ныне высокие библиотечные технологии рассматриваются как ценность).

Представленная в статье характеристика профессиональных библиотечных ценностей - первый шаг к изучению этой проблемы, приобретающей особую значимость в условиях изменяющихся ценностей нашего общества.


1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.-М.: Мысль, 1988.-С. 40.
2. Словарь по этике.-М., 1989.-С. 388.
3. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике: Учеб.пос.-М.:МИРОС, 1994.-С. 132.
4. Краткий словарь по социологии.-М., 1989.-С. 442-443.
5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций.-Воронеж, 1995.-С. 168.
6. Современный словарь иностранных слов.-М., 1992.-С. 614.

Hosted by uCoz