А.Е. Шапошников
доктор педагогических наук,
профессор


НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
СЛЕПЫХ В РОССИИ (1806-1895 гг.)


В 1995 г. исполняется 100 лет с тех пор, когда в Публичной библиотеке Румянцевского музея в Москве было открыто небольшое отделение для слепых. Этому знаменательному событию, которое можно рассматривать как первую попытку организации обслуживания слепых в стенах общедоступной российской библиотеки, предшествовал период длительного поступательного развития. Характерной чертой этого начального периода является то, что обслуживание слепых книгами не выходило за рамки учебных заведений и приютов.Появление книг для слепых в публичных библиотеках означало фактически его завершение, так как поднимало библиотечное обслуживание незрячих на новый, более высокий уровень. Однако было бы несправедливым не помнить первооткрывателей, энтузиастов, стараниями которых были созданы библиотеки в училищах для слепых и подготовлена почва для обслуживания слепых в публичных и специальных библиотеках. Характеристика их усилий была дана нами в ряде предыдущих публикаций. В настоящей статье она существенно дополнена и расширена за счет использования архивных материалов и литературных источников, ранее не включавшихся в научный оборот. Обращено, в частности, внимание на явление культурной диффузии, заимствование положительного опыта издания книг для слепых и организации библиотек в западноевропейских странах.

Первый опыт обучения слепых в России, печатания рельефных книг и создания ученической библиотеки относится к началу ХIХ века. Русские путешественники, знакомясь с успехами европейского просвещения, не могли не обратить внимания на такую достопримечательность столицы Франции, как учебное заведение для слепых, открытое в 1784 г. Во главе Парижского института слепых находился его основатель, создатель методов обучения слепых Валентин Гаюи (1745-1822 гг.). Для чтения и письма ученики В. Гаюи пользовались латинским шрифтом, выполненным в виде выпуклых линий /унциалом/. В. Гаюи уже тогда приобрел большую иэвестность благодаря успехам в обучении воспитанников и своим научным трудам - "Очерк об обучении слепых" (1786 г.) и "Зарождение, развитие и современное состояние просвещения слепых" (1788 г.). Однако вскоре институт оказался в бедственном положении, а после прихода к власти Наполеона Бонапарта его создатель и вовсе оказался не у дел. Этим воспользовалось российское правительство, пригласив В. Гаюи в Санкт-Петербург для открытия школы слепых. В 1833 г. В. Гаюи, будучи еще в Париже, разработал проект "Об основании в Петербурге заведения для полезного занятия слепых по примеру учрежденных уже во Франции заведений в пользу сих людей, столь несчастных и достойных сожаления", а осенью 1806 г. прибыл для его осуществления в Санкт-Петербург вместе с семьей и слепым воспитанником (Фурнье).

В письме министру просвещения России Завадскому от 29 ноября 1806 г. В. Гаюи сформулировал цели обучения слепых и указал на необходимость снабжения их книгами, печатанными рельефом. Типографское оборудование и рельефные пособия В. Гаюи привез с собой. В основанном им Санкт-Петербургском институте слепых детей и были напечатаны первые книги для слепых на русском языке, рельефные буквы в которых повторяли очертание обычных: "Краткие начальные основания российской грамматики" (1810.- 54 с.), "Евангелие от Матфея" (год издания неизвестен, 87 с.), "Краткий катехизис" (1817.- 44 с.), ноты для слепых и др. Таким образом было положено начало существованию первой в России школьной библиотеки для слепых.

Унциал, применяемый В. Гаюи, был далек от совершенства.  Рельефнолинейные изображения букв читались с трудом, были загромождены излишними деталями. Однако следует помнить, что у В. Гаюи не было предшественников в этом деле. В. Гаюи исходил из необходимости создания такого шрифта, который бы приблизил слепого к зрячему, был понятен тем и другим.

Все 11 лет своего пребывания в России В. Гаюи старался обучить грамоте слепых, чтению рельефных книг. Так, когда в январе 1817 г. к нему обратилась "слепая девица" (А.Т. Измайлова, помещица, владевшая 19 душами), то В. Гаюи не только обучил ее чтению напечатанных в типографии школы книг, но и научил их набору. А. Измайлова напечатала для себя несколько книг Священного Писания. Видимо, она была одной из первых читательниц книг, изданных унциалом В. Гаюи (в институте, по уставу, могли обучаться только лица мужского пола). В Санкт-Петербургской библиотеке для слепых как раритет хранится книга, напечатанная А. Измайловой в 1825 г. ("Правило честному и животворящему Кресту Христову").

Позднее книги для слепых стало выпускать "Человеколюбивое общество", в ведение которого переходит Институт слепых. Книги выходили небольшими тиражами и дальше стен этого института не шли. Некоторое представление о составе библиотеки Института  слепых в Петербурге дает приводимый А.И. Скребицким список книг, относящийся к 1867 г. В нем указано 58 наименований - З азбуки, 29 религиозных книг, 16 учебников (по истории, географии и др.), 10 названий художественных произведений (Крылов, Пушкин, Лермонтов и др.). Свою особую заслугу "Человеколюбивое общество" видело в перепечатке рельефным шрифтом  Библии (в 104 томах). Книг для развлекательного чтения почти не было. К ним, очевидно, можно отнести такие издания, как "Нападение разбойников" и комедию "Кум и кума".

Следующий шаг по печатанию книг рельефно-линейным шрифтом в России сделал А.И. Скребицкий. Во время своих поездок за границу в 1879-1880 гг. с целью изучения  устройства на Западе заведений для лишенных зрения он обратил внимание и на печатание книг для слепых. Вернувшись в Россию, А.И. Скребицкий входит в состав Совета только что организованного Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых (1881 г.) принимает активное участие в обсуждении вопросов об издании книг. По его мнению, "печатание рельефом как дело по своим техническим приемам специальное, лежит, конечно, на обязанности центрального учреждения, задавшегося устройством участи слепых, в том числе их обучением. Обязанность эта является прямою необходимостью в стране, где частные типографии незнакомы с этим делом, а если бы и согласились примениться к нему, то вследствие отсутствия конкуренции пользовались бы своим монопольным положением, и печатание книг стоило бы очень дорого" (слова эти актуально звучат и  в наши дни, когда к изданию книг для слепых снова привлекаются коммерческие и полукоммерческие организации).

В 1881 г. А.И. Скребицкий разрабатывает собственный вариант рельефного шрифта и организует печатание книг для первоначального чтения. Унциал А.Л. Скребицкого, как и шрифт В. Гаюи, представлял собою рельефно-линейное изображение обычных букв, но значительно упрощенное и более приспособленное для восприятия осязанием. Шрифт А.И. Скребицкого  был отлит в Вене. Печатание книг производилось в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг в Санкт-Петербурге, опытные работники которой могли выполнять самые трудные заказы. В конце 1882 г. появилась первая книга, напечатанная унциалом Скребицкого - "Детский мир" Ушинского (300 экз.).

0дновременно с унциалом А.И. Скребицкого в России начинает применяться и рельефно-точечный шрифт Луи Брайля. Система Брайля, о которой он доложил педагогическому коллективу Института слепых в Париже в 1829 г., принципиально отличалась от рельефно-линейного изображения букв. Каждая буква, каждый знак, употребляемый зрячими, в системе Брайля комбинируется из отдельных точек в пределах одного шеститочия, в котором точки располагаются в два ряда, по три точки в ряд, а само шеститочие легко умещается под осязающим пальцем. Система Брайля оказалась очень удобной для слепых. Она позволила путем различных сочетаний рельефных точек изобразить буквы, пунктуационные знаки, нотные, математические, физические и химические знаки. В 1837 г. шрифтом Л. Брайля была напечатана "Краткая история Франции". В этом же году он опубликовал книгу "Методы написания слов, нот и церковных хоровых пений посредством точек для использования слепыми". К концу ХIХ в. система Брайля получает широкое международное признание  и кладется в основу обучения и книгопечатания для слепых.

В России первая попытка использования основных принципов рельефно-точечного письма относится к 1861 г., когда слепой князь Д.М. Оболенский (1844-1918 гг.) попытался создать русский алфавит Брайля. Другую попытку предпринял попечитель Петербургского института слепых А.В. Полежаев. Побывав в Париже, А.В. Полежаев приобрел там типографское оборудование (наборный шрифт) используемое для печатания брайлевских книг. Но в своем институте он решил ввести собственный вариант брайлевской азбуки, учитывая частоту употребления отдельных знаков (буквы, наиболее часто употребляемые, изображались меньшим количеством точек). В Петербурге с 1877 г. было введено преподавание системы Полежаева, но практического  применения эта система, за исключением института слепых "Человеко-любивого общества", не нашла.

Наиболее удачный вариант русского рельефно-точечного алфавита был разработан учительницей слепых М.В. Трумберг в 1881 г. при содействии Дрезденского института слепых. Книги, изданные по системе Брайля по заказу Попечительства о слепых в зарубежной типографии (Шульце, в Берлине), появились в 1882 г. ("Евангелие от св. Луки" и др.). Однако "первым космонавтом" в сфере печатания книг по Брайлю в России стала А.А. Адлер.

По своему происхождению и воспитанию (дочь полковника) А.А. Адлер принадлежала к интеллигентной среде, для представителей которой служение Отечеству составляло главный смысл и содержание их жизни (заметим, что сестра Анны Александровны - Надежда Александровна вышла замуж за Ф.М. Керенского и их дети - Надежда, Елена, Анна, Федор и Александр - родные племянницы и племянники А.А. Адлер, среди которых А.Ф. Керенский был ее крестником). Это была именно та интеллигенция, которая, как заметил Н.А. Бердяев, "всегда была увлечена какими-либо идеями,  преимущественно социальными, и отдавалась им беззаветно". Такой идеей лично для А.А. Адлер была благотворительность, оказание посильной помощи людям, в ней нуждающимся. Тяжелая болезнь ног, которой она страдала с детства, сделала ее особенно восприимчивой к людским несчастьям. Едва оправившись от своей болезни (которая не помешала, однако, А.А. Адлер с отличием - серебряной медалью - окончить гимназию), она с головой уходит в общественную деятельность, участвует в благотворительных организациях в годы русско-турецкой войны (1877-1878), помогает голодающим в Самарской и Уфимской губерниях, открывает народную библиотеку-читальню в Стерлитамакском уезде. С начала 60-х гг. А.А. Адлер принимает деятельное участие в призрении, воспитании и обучении слепых детей, входя в состав Распорядительного комитета Попечительного общества в Москве, разрабатывает методику обучения детей, лишенных зрения.

Начиная с 1884 г. А.А. Адлер, опираясь на поддержку и советы А.И. Скребицкого, с знтузиазмом принялась за организацию типографии для слепых. На личные средства она приобрела за границей пресс, шрифт и другие типографские принадлежности. Много времени уходило на выполнение всех требуемых цензурным уставом формальностей. В июне 1885 г. А.А. Адлер получила свидетельство из канцелярии Московского губернатора в том, "что разрешается ей, в Подольском уезде, Московской губернии, в имении Дубровского, селе Троицком, содержать пресс и шрифт системы Брайля для перепечатывания выпуклым способом книг для слепых, причем она обязывается в точности исполнять правила, установленные для содержания типографских станков". Здесь, на даче в Подольском уезде, куда А.А. Адлер приехала на время из Москвы, и был напечатан "Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер" (68 с.). Книга была издана в 100 экз. По своему качеству издание не уступало лучшим иностранным образцам.

Труд А.А. Адлер получил высокую оценку со стороны тех, кому были дороги судьбы образования слепых в России. На него был получен благоприятный отзыв из  канцелярии  императрицы Марии Федоровны. В письме (от 5 марта 1866 г.) говорилось, что императрица благосклонно приняла экземпляр составленной Адлер для слепых книги  и изволила повелеть благодарить за поднесение и препроводить к Адлер 100 руб. на покрытие части расходов по изданию книги (эти деньги были употреблены А.А. Адлер на приобретение дополнительного типографского оборудования. Одновременно с этим экземпляр труда был отослан секретарем императрицы Ф.А. Оомом председателю Совета Мариинского попечительства о слепых для рассмотрения и, в случае одобрения, для введения в употребление в училищах Попечительства. В результате Петербургское училище слепых приобрело 30 экз. "Сборника..." для своих воспитанников.

На почин А.А. Адлер обратили внимание также и за рубежом. Ее называли "наборщицей Божией милостью", "героиней книгопечатного дела".

В 1887 г. Анной Александровной был издан "Сборник биографических статей для слепых детей среднего возраста"(74 с.). Позднее А.А. Адлер вспоминала, что Попечительство о слепых тотчас предложило ей печатать по заказу книги для него, но она не могла принять этого предложения, так как работать самой без правильной организации типографии было трудно. В 1894 г. оборудование типографии было передано А.А. Адлер в учебно-воспитательное заведение для слепых детей в Москве. Сохранилась "опись вещей, принадлежащих к печатной машине А.А. Адлер", из которой видно, что вес одного шрифта составил 7 пудов 36 фунтов.

По инициативе "Попечительства о слепых",  председателем Совета   которого тогда был статс-секретарь К.К. Грот (1815-1897 гг.), были открыты училища для слепых в Санкт-Петербурге и других городах России.  В 1895 г. в ведении Попечительства состояли 20 училищ для слепых детей, 2 ремесленных заведения для взрослых слепых, 2 глазных лечебницы и 3 дома призрения. С самого начала своей деятельности Попечительство о слепых обратило внимание на печатание рельефных книг, так как слепых воспитанников было необходимо обеспечить учебниками и литературой для внеклассного чтения.

Брайлевские книги, издаваемые по заказу Попечительства о слепых, с 1886 г. стали печататься в Санкт-Петербурге, в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг, а потом в частной типографии Ю. Штауфа. Печатание книг обходилось очень дорого. Поэтому Попечительство о слепых решило ограничить перечень издаваемых типографским способом книг только теми названиями, которые были необходимы в большом количестве экземпляров (учебники, Евангелие и др.). Что же касается литературы для внеклассного чтения (произведений классиков и современных беллетристов), то к их производству были привлечены "дамские кружки", создаваемые для переписки книг рельефно-точечным шрифтом на добровольных началах (при этом учитывался опыт организации подобных кружков в Англии). Такие "дамские кружки" были организованы в Санкт-Петербурге (1888 г.), Саратове 9893 г.) в Москве (894 г.) в Туле (1896 г.) и других городах. Особенной известностью пользовался дамский кружок в Санкт-Петербурге (под; руководством Е.А. Шамшиной), в который входило до 100 дам-благотворительниц.

А.И. Скребицкий говорил с сарказмом "о 1700 томах, писанных рельефом членами дамского кружка. Сколько ошибок наберется в них даже при самом тщательном письме?". Однако нельзя не признать, что без труда этих добросердечных женщин, переписывающих произведения Гоголя, Тургенева, Григоровича, Некрасова и даже  (несмотря на объем) "Войну и мир" Л.Н. Толстого,  библиотеки училищ выглядели бы исключительно бедными. Книги, переписываемые по системе Брайля, оказались тем фундаментом, на основе которого возникала любовь к самостоятельному чтению у слепых детей, они значительно расширили репертуар художественной литературы, доступной незрячим.

В 1895 г.  при Александро-Мариинском училище слепых в Санкт-Петербурге была организована небольшая типография, которая занялась регулярным выпуском брайлевской литературы. Для приготовления стереотипов была выписана из Германии  машина Кулля. Печатание книг осуществлял Д.С. Раевский вместе с женой, которая диктовала ему текст печатаемой книги. В дальнейшем типография расширила свою деятельность. Через три года начинает выходить журнал "Досуг слепых", который печатался рельефно-точечным шрифтом ежемесячно тиражом в 250 экз. Типография меняет свой "домашний" характер. В 1909 г. среди членов II съезда по попечению о слепых и предупрежде- нию слепоты находится не только "старший печатник типографии Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых"- Д.С. Раевский, но и подчиненные ему печатники А.А. Длугопольский и В.Л. Нечаев.

Благодаря деятельности  брайлевской типографии школьные библиотеки стали получать учебники, некоторые произведения русских классических писателей и другие издания. Возникла возможность создания отделений для слепых при наиболее крупных публичных библиотеках, которая и была реализована А.А. Адлер в 1895 г. Вот как она докладывала об этом на II съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, выступая 4 января 1896 г. на ХII секции - призрения и обучения слепых, глухонемых и ненормальных детей, которую она возглавляла (съезд проходил в Москве зимой 1895/96 гг.): "Первый  опыт основания публичной библиотеки для слепых сделан в Москве в Румянцевском музее уже в 1885 г., когда были мною переданы туда две первые напечатанные мною Брайлем в России книги. Перед съездом я была в Петербурге и обратилась с просьбой в Попечительство, принять участие в пополнении этой библиотеки при Румянцевском музее. Попечительство приняло это заявление и прислало сюда по экземпляру всех книг, изданных Попечительством. И теперь это маленькое отделение в библиотеке музея, благодаря горячему сочувствию покойного директора музея В.А. Дашкова и профессора И.В. Цветаева, уже устроено и открыто перед съездом и там уже поставлен стол для слепых".

Здесь необходимы некоторые пояснения. В просмотренном нами "де-визу" экземпляре сборника А.А. Адлер, напечатанного в 1885 г., имеется дарственная надпись в Библиотеку Румянцевского музея, из которой следует, что этот экземпляр был передан А.А. Адлер в библиотеку 4 марта 1887 г. (в настоящее время эта книга находится в Российской государственной библиотеке для слепых). Очевидно, что в своем выступлении А.А. Адлер сдвинула дату передачи изданных ею книг к моменту выпуска в свет первой книги, не замечая при этом, что второй сборник в 1885 г. она подарить никак не могла, так как он был издан в 1887 г. В остальном сведения, сообщаемые А.А. Адлер, не вызывают сомнений и подтверждаются другими документами. Так, существует выписка из журнала Совета Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых от 2 октября 1895 г. (приводится полностью): "Доложено: ... 16. Ходатайства Председательницы секции по вопросам воспитания и обучения слепых на Московском съезде по техническому образованию А.А. Адлер:

а) о командировании представителя от Попечительства в Москву на имеющий состояться в предстоящем декабре месяце съезд по техническому образованию,
б) о присылке в библиотеку Румянцевского музея книг, напечатанных выпуклым шрифтом для слепых и изданных Попечительством,
в) о приобретении 25 экземпляров изданных ею двух хрестоматий для чтения слепых, по два руб. за каждый экземпляр. Хрестоматия эта может быть вполне пригодною для училищ ведомства Попечительства.

Постановлено: Командировать, в качестве представителя Попечительства, на предстоящий съезд по техническому образованию Директора Александро-Мариинского училища Г.П. Недлера. Выслать в библиотеку Румянцевского музея по одному экземпляру тех изданий Попечительства для слепых, которые имеются в запасе Попечительства. Приобрести у г-жи Адлер по 25 экземпляров, всего на сумму 150 руб., каждой из созданных ею хрестоматий и разослать их по училищам  ведомства Попечительства".

Этот документ вносит, как нам кажется, полную ясность в вопрос о том,  когда же были высланы в библиотеку Румянцевского музея книги, напечатанные рельефно-точечным шрифтом, открыто отделение для слепых. Между тем, в литературе встречаются неправильные указания на то, что это отделение при Библиотеке Румянцевского было открыто в 1894 г. При этом игнорируются слова А.А. Адлер о том,  что отделение было открыто перед съездом, что она говорит об открытии отделения как о недавнем событии.

Небольшое отделение Библиотеки Румянцевского музея, созданное для слепых по инициативе А.А. Адлер, послужило основой для постепенно увеличивающейся коллекции брайлевских книг, которая в конце 50-х гг. была передана в Республиканскую центральную библиотеку для слепых. Таким образом эта библиотека (ныне РГБС) и стала обладательницей раритетов брайлевской печати в России.

Материалы анкетного опроса заведений для слепых, предпринятого в 1895 г., показало, что далеко не во всех заведениях были более или менее значительные библиотеки. Самую большую библиотеку  имело Александро-Мариинское училище в Петербурге (1300 томов). Относительно солидные библиотеки были еще в двух училищах. В остальных заведениях для слепых библиотеки либо вообще отсутствовали (5 заведений), либо они имелись, но небольшие (9 заведений). Так, встречались и библиотеки, состоящие всего из 6 книг.

На следующих этапах развития библиотечного обслуживания слепых в России, относящихся уже к ХХ столетию, произойдет переход от небольших библиотек при учебных заведениях к отделам и библиотекам для слепых и развернутой сети их, объединенной общим методическим руководством и обслуживающей подавляющую часть незрячих. В библиотечном обслуживании слепых достойное место займут не только брайлевские книги, но и озвученные издания ("говорящие" книги).

Последние годы российское общество живет в обстановке интеллектуальной свободы. Это не могло не отразиться на библиотечном обслуживании слепых, на содержании изданий для слепых. Впервые за много десятилетий стала издаваться религиозная литература. В круг чтения слепых вернулись незаслуженно забытые, а то и запрещенные авторы. Многое из того, что делали первооткрыватели путей издания книг и библиотечного обслуживания слепых, исторически оправдывает себя, рассматривается теперь более глубоко, с более полным пониманием их стремления к торжеству добра, милосердия и справедливости.

Hosted by uCoz